Под сенью Трифона. 2013 г. №5.
Праздник нашей духовности Дячок Светлана Адиковна - главный библиотекарь отдела краеведения Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки. В 2013 году весь славянский мир празднует 1150-летие Велико моравской миссии солунских бра тьев Кирилла и Мефодия и станов ления славянской письменности. В Константинополь к импера тору Михаилу III в 863 году были посланы просители от князя Мо равии (нынешней Чехии) Ростис лава дать учителя, который про свещал бы народ на славянском языке. И уже в том же году 24 мая в болгарском городе Плиска было официально объявлено о создании глаголической славянской азбуки, и братья Кирилл и Мефодий были признаны святыми. Создание письменности в IX веке происходило в сложных усло виях церковно-политической борь бы двух христианских центров: Византийской империи с констан тинопольской патриархией и гре ческой культурой и папской курии в Риме с её латинской культурой. Деятельность Кирилла и Мефо дия, полная борьбы и гонений, уже при их жизни приобрела легендарные черты. В Русской Право славной Церкви па мять просветителей славян чествуется с XI века, древней шие службы свя тым, дошедшие до нашего времени, от носятся к XIII веку. Русская православ ная церковь в XVII веке объявила этот день днем памяти Кирилла и Мефо дия и с того време ни отмечает его осо бым богослужением. Они, наряду с кня гиней Ольгой и её внуком князем Вла димиром Святославовичем, кре стившим Русь в 988 г., были при числены к званию равноапостоль ных лиц, несущих учение Христа. Официально праздновать па мять святых Кирилла и Мефо дия в Русской церкви стали с 1863 года, когда было принято поста новление Российского Святейше го Синода. Три великих юбилея XIX века были также торжествен но встречены славянским миром: 1863 г. - тысячелетие возникнове ния письменности, 1869 г. - тыся челетие со дня смерти Кирилла, 1885 г. - тысячелетие кончины Ме фодия. 30 января 1991 года Президи ум Верховного Совета РСФСР по становил объявить день 24 мая - Днем славянской письменности и культуры, ставшим первым в стране церковно-государственным праздником. Рукописных книг XI - XIII вв. до наших дней сохранилось не столь уж много, немало ценно стей дошло до нас в испорченном, с трудом поддающемся реставра ции виде. Многие интересные ма териалы для изучения жизни и де ятельности святых Кирилла и Ме фодия хранятся в редком фонде областной научной библиотеки. И здесь на помощь приходят факси мильные издания. «Жития Кирилла и Мефодия» из фонда библиотеки - факсимильное издание (от лат. facsimile - делай подобное), т.е. графически точно воспроизводящее ранее вышедшее оригинальное издание или руко пись фотографическим или печат ным способом. Основная цель та ких трудов - сохранить во времени и сделать доступными широко му кругу читателей, прежде всего специалистов и библиофилов, наи более редкие, уникальные и особо ценные в художественном и исто рическом отношении книги, руко писи, картины. Настоящее издание подготов лено совместно советскими и бол гарскими учеными Д. С. Лихаче вым, Б. Н. Флоря, П. Н. Динеко- вым, И. С. Дуйчевым и др. Оно включает Житие Мефодия из Успенского сборника конца XII на чала XIII в., два наиболее ранних списка Жития Константина - Ки рилла, а также Краткие, так на зываемые, проложные жития, соз данные в Болгарии в XI - XII вв. Воспроизведение текстов сопро вождается транслитерацией, пе реводом на современный русский язык и реальными комментария ми, дающими оценку достоверно сти сведений. Достойной преемницей создан ного Кириллом и Мефодием ста рославянского языка стала Древ няя Русь. Редкими памятниками древнерусского языка дошедше го до нас являются «Остромирово 66 Под сенью Трифона | №1(5) 2013
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz