Под сенью Трифона. 2013 г. №5.
охране этих интересов как со сто роны военного ведомства, так и со стороны морского». Император Николай II настаи вал на широком освоении Коль ского полуострова, понимая значе ние этого северного пограничного края России. Особенно его обрадо вало мнение представителя мини стерства финансов П.М. Романо ва: «Значение Мурмана заключа ется в его прекрасных природных гаванях, которые лежат у откры того океана и всю зиму не замер зают. .. Условия для оседлой жизни на Мурмане не менее благоприят ны, чем в норвежском Финнмарке- не... Учитывая близость Мурман ского берега к Западной Европе, нельзя не дорожить теми исклю чительными выгодами, которые он представляет для удовлетворе ния потребностей нашего мореход ства...». Как писал профессор И.Ф. Уша ков, «...на имя царя поступали хода тайства и проекты, в которых обо сновывалась необходимость прове дения железной дороги в Карелию и далее - до Мурманского побере жья. Об этом просили Петербург ская городская дума, олонецкое и петер бургское земства. Ар хангельский губерна тор А.П. Энгельгардт в своих «всеподданней ших отчетах и пред ставлениях» неодно кратно указывал, что строительство желез ной дороги на Мурман является «делом пер востепенной государ ственной важности» и что «только с проведе нием рельсового пути с открытого Северного океана до Петербурга Мурман получит подобающее ему экономическое и политическое зна чение». И железная дорога была постро ена, с неимоверными трудностями, о чем написано немало книг, сохра нились фотографии эпизодов этой беспримерной стройки. «Великий путь России от океана к океану - от Владивостока и Порт-Артура до Архангельска и Мурмана» был за вершен. Но и до этого Николай II способ ствовал развитию Кольского края. Летом 1894 г. по поручению мини стерства финансов (а это ведомство лично курировал царь) в районе от Кандалакши до Колы работала группа изыскателей под руковод ством Б.А. Риппаса. Главный мор ской штаб России получил от царя указание: «Для защиты российских территориальных вод от вторже ния иностранцев посылать к бере гам Мурмана военные корабли». В 1893 г. в Баренцевом море патрули ровал крейсер «Наездник», в 1894 г. - «Вестник», в 1895-м - «Джигит», в 1896-м - «Самоед», а затем ряд лет несло службу патрульное суд но военный транспорт «Бакан». 8 апреля 1896 г. Николай II рас порядился ассигновать на строи тельство порта и города на Коль ском полуострове 400 тысяч ру блей, из которых 150 ООО - на текущий, 1896 год. Руководство работами было возложено на строительный отдел Архангель ского губернского правления, а наблюдение за ходом строитель ства - на архангельского губерна тора А.П. Энгельгардта. 24 июня 1899 г. состоялось тор жественное открытие нового горо да, Александровска, названного так в честь отца царя. Русская пресса посвятила постройке города Алек сандровска многочисленные ста тьи, была издана специальная бро шюра по поводу открытия порта на Мурмане, в ней говорилось, что « ...с этого дня Россия обладает в Ледовитом океане первым незамер зающим портом и может «ногою твердой стать» у открытого океа на». Известный капиталист, желез нодорожный магнат Савва Мамон тов в своей телеграмме писал: «От крытие северного порта есть факт высокого культурного развития нашего Отечества. Господь Бог да осенит Своею благодатью мудрую политику обожаемого Монарха!». *** Интересно отметить, что по дан ным первой Всероссийской пере писи населения в 1897 г., на Мур мане проживали 9128 человек, а в анкете Н.А. Романова в графе «За нятие» было отмечено «Хозяин», а вовсе не «Хозяин земли Русской», как часто утверждается. В 1899 г. царь пожертвовал 15 тысяч рублей на постройку камен ного храма на братской могиле 116 мучеников; а в 1907 г. пожертвовал Трифонов Печенскому монасты рю две динамо-машины, - пишет в своей книге священник Сергий По- ливцев. Так что не только глобальные проблемы освоения Русского Севе ра были в поле зрения Николая II, но и духовная составляющая края. *** ...В советское время период монархии при ходилось изучать дале ко не по всем докумен там того времени: ведь вплоть до перестройки были закрыты докумен ты о Доме Романовых, не были известны мно гие и многие источни ки, что имелись по этой проблеме, а иностранная литература была недо ступной. Сейчас пришло время более объективно оценить роль последнего российского императора и его пра вительства в освоении Кольского края. А имя царя Николая II, как уже неоднократно говорилось, надо увековечить в основанном им Мур манске - Романове-на-Мурмане. Вот это и будет связь времен в истории нашего города, понятная всем, не то, что предлагаемый но вый герб, который надо разгады вать, как ребус. Под сенью Трифона | №1(5) 2013 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz