Под сенью Трифона. 2013 г. №5.

охране этих интересов как со сто­ роны военного ведомства, так и со стороны морского». Император Николай II настаи­ вал на широком освоении Коль­ ского полуострова, понимая значе­ ние этого северного пограничного края России. Особенно его обрадо­ вало мнение представителя мини­ стерства финансов П.М. Романо­ ва: «Значение Мурмана заключа­ ется в его прекрасных природных гаванях, которые лежат у откры­ того океана и всю зиму не замер­ зают. .. Условия для оседлой жизни на Мурмане не менее благоприят­ ны, чем в норвежском Финнмарке- не... Учитывая близость Мурман­ ского берега к Западной Европе, нельзя не дорожить теми исклю­ чительными выгодами, которые он представляет для удовлетворе­ ния потребностей нашего мореход­ ства...». Как писал профессор И.Ф. Уша­ ков, «...на имя царя поступали хода­ тайства и проекты, в которых обо­ сновывалась необходимость прове­ дения железной дороги в Карелию и далее - до Мурманского побере­ жья. Об этом просили Петербург­ ская городская дума, олонецкое и петер­ бургское земства. Ар­ хангельский губерна­ тор А.П. Энгельгардт в своих «всеподданней­ ших отчетах и пред­ ставлениях» неодно­ кратно указывал, что строительство желез­ ной дороги на Мурман является «делом пер­ востепенной государ­ ственной важности» и что «только с проведе­ нием рельсового пути с открытого Северного океана до Петербурга Мурман получит подобающее ему экономическое и политическое зна­ чение». И железная дорога была постро­ ена, с неимоверными трудностями, о чем написано немало книг, сохра­ нились фотографии эпизодов этой беспримерной стройки. «Великий путь России от океана к океану - от Владивостока и Порт-Артура до Архангельска и Мурмана» был за­ вершен. Но и до этого Николай II способ­ ствовал развитию Кольского края. Летом 1894 г. по поручению мини­ стерства финансов (а это ведомство лично курировал царь) в районе от Кандалакши до Колы работала группа изыскателей под руковод­ ством Б.А. Риппаса. Главный мор­ ской штаб России получил от царя указание: «Для защиты российских территориальных вод от вторже­ ния иностранцев посылать к бере­ гам Мурмана военные корабли». В 1893 г. в Баренцевом море патрули­ ровал крейсер «Наездник», в 1894 г. - «Вестник», в 1895-м - «Джигит», в 1896-м - «Самоед», а затем ряд лет несло службу патрульное суд­ но военный транспорт «Бакан». 8 апреля 1896 г. Николай II рас­ порядился ассигновать на строи­ тельство порта и города на Коль­ ском полуострове 400 тысяч ру­ блей, из которых 150 ООО - на текущий, 1896 год. Руководство работами было возложено на строительный отдел Архангель­ ского губернского правления, а наблюдение за ходом строитель­ ства - на архангельского губерна­ тора А.П. Энгельгардта. 24 июня 1899 г. состоялось тор­ жественное открытие нового горо­ да, Александровска, названного так в честь отца царя. Русская пресса посвятила постройке города Алек­ сандровска многочисленные ста­ тьи, была издана специальная бро­ шюра по поводу открытия порта на Мурмане, в ней говорилось, что « ...с этого дня Россия обладает в Ледовитом океане первым незамер­ зающим портом и может «ногою твердой стать» у открытого океа­ на». Известный капиталист, желез­ нодорожный магнат Савва Мамон­ тов в своей телеграмме писал: «От­ крытие северного порта есть факт высокого культурного развития нашего Отечества. Господь Бог да осенит Своею благодатью мудрую политику обожаемого Монарха!». *** Интересно отметить, что по дан­ ным первой Всероссийской пере­ писи населения в 1897 г., на Мур­ мане проживали 9128 человек, а в анкете Н.А. Романова в графе «За­ нятие» было отмечено «Хозяин», а вовсе не «Хозяин земли Русской», как часто утверждается. В 1899 г. царь пожертвовал 15 тысяч рублей на постройку камен­ ного храма на братской могиле 116 мучеников; а в 1907 г. пожертвовал Трифонов Печенскому монасты­ рю две динамо-машины, - пишет в своей книге священник Сергий По- ливцев. Так что не только глобальные проблемы освоения Русского Севе­ ра были в поле зрения Николая II, но и духовная составляющая края. *** ...В советское время период монархии при­ ходилось изучать дале­ ко не по всем докумен­ там того времени: ведь вплоть до перестройки были закрыты докумен­ ты о Доме Романовых, не были известны мно­ гие и многие источни­ ки, что имелись по этой проблеме, а иностранная литература была недо­ ступной. Сейчас пришло время более объективно оценить роль последнего российского императора и его пра­ вительства в освоении Кольского края. А имя царя Николая II, как уже неоднократно говорилось, надо увековечить в основанном им Мур­ манске - Романове-на-Мурмане. Вот это и будет связь времен в истории нашего города, понятная всем, не то, что предлагаемый но­ вый герб, который надо разгады­ вать, как ребус. Под сенью Трифона | №1(5) 2013 61

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz