Под сенью Трифона. 2013 г. №5.
но Степка привязался к Василию Николаевичу. Старался ни на шаг от него не отходить, и симпатия эта похоже была взаимной. Да и было от чего - не смотря на разни цу в возрасте, нашлось много об щих интересов. Брат отца приехал к ним в го сти на собственной легковуш ке - шестой модели «Жигулей» со всякими новомодными «наворо тами», включая импортную маг нитолу с мощными стерео колон ками. Дядька за машиной особо не следил. Гонял на ней как уго релый, да бензин заливал по не обходимости, доверяя обслужива ние автомобиля случайным масте рам. Вот и отомстила «шестерка» - отказалась вдруг заводиться од нажды утром, а если вдруг и заво дилась, то стреляла и глохла. По требовался ремонт. А как его орга низовать, когда гостишь в чужом городе? Но все решилось довольно быстро, хотя и неожиданно. Пока Василий Николаевич че сал за ухом и с досады пинал ко леса, Степка поднял капот, покол довал там некоторое время, и ма шина вдруг завелась. Узнав, что у племяша есть права и ему бук вально на днях исполнилось во семнадцать лет, дядька посадил его за руль, молча наблюдая за действиями молодого водителя с пассажирского сидения. Неизвест но, что увидел он в Степане, но об ратно в Одессу брат отца укатил на поезде, вручив племяннику за день до отъезда ключи от своего железного коня. Родители, конеч но, возражали, мол, очень дорогой подарок, но дядя Вася лишь отма хивался: «Он у меня и так по пол года или даже больше в гараже без дела ржавеет, а Степке он нужнее будет. Глядишь, и найдет себя па рень». Дядя оказался прав - все сво бодное время Степа проводил со своим Рыжиком. Разбирал, регу лировал, смазывал что-то, а по выходным выезжал с родителями и сестренкой на речку или сам ка тался по окрестностям. И так до самого ухода своего в армию. Хоть и ждал ее, но повестка все же при шла неожиданно. Проводы, про щания, пьяные песни под гитару и прощай гражданская жизнь. На этом все хорошее в его жизни и за кончилось на долгое время. Дядя Миша, тот самый его на ставник в автопарке и одновремен но отец закадычного дружка Леш ки, на проводах утешал как мог постоянно всхлипывающую мать: «Может оно и к лучшему, что в ар мию забрали? Военным водите лем будет, опыта наберется. Вон в последнее время за ум взялся. Ду маю, все хорошо будет, когда вер нется». Совсем не к лучшему все вышло и нехорошо вовсе. Как ни странно, но «учебка» в городе Коврове, что во Владимир ской области оказалась тем самым местом, что пришлось по душе мо лодому солдату. Живописные бе рега Клязьмы, старые липы, что обещали дарить летом ни с чем несравнимый сладкий медовый аромат и деловитое гуденье пчел, подействовали на него как-то необычно - у Степана вдруг про снулась тяга к учебе, а еще силь нее к машинам. Многим из его призыва вся эта наука в тягость была, а Степке нравилась. Легко освоил простые грузовики, за мощные тягачи при нялся. Правда, в этом ротный под собил. «Толковый парень, - харак теризовал его капитан начальству. - Машины любит, нутром их чув ствует, и они его слушают, даже самые норовистые и капризные. Такие люди нам самим нужны». Это сыграло свою роль - Степану присвоили звание «младший сер жант» и оставили в «учебке» сна чала в должности командира от деления, а потом он дорос уже и до заместителя командира взвода, стал всерьез задумываться о воен ной карьере, интересовался усло виями поступления в школу пра порщиков, но.... Все чаще звучало слово «Аф ган». Ушли в эту страну первые автоколонны и среди вчерашних пацанов, вдруг ставшими военны ми водителями, поползли слухи один страшнее другого. Чего толь ко не приносило солдатское ра дио о труднопроходимых горных перевалах, подрывах, нападениях душманов! Но все это было далеко и даже известия о первых потерях не умерили пыл недавних школь ников, воспитанных на фильмах о войне и рассказах собственных де дов. Интернационализм, помощь братскому афганскому народу, во енная романтика... Кто рапорт от чистого сердца писал, а кто и по приказу, а кто просто повиновался приказу и поехал «за речку». Не миновала сия участь и Сте пана. Без малого полтора года от- колесил он по коварным дорогам Афганистана за рулем бензовоза. Чего только не довелось пережить и повидать! В каких только пере дрягах не побывал молодой па рень! Постоянное чувство опасно сти и собственный горький опыт заставили быстро повзрослеть. Внешне почти ничего не изме нилось, но глаза.... Не осталось ничего больше от прежнего Степ ки - баламута и хулигана. Даже песни, что раньше пел он под не разлучную гитару залихватские и разухабистые сменились грустны ми, задушевными. Тяжело из рейса в рейс постоянно осознавать, что достаточно будет одного оскол ка или шальной пули, чтобы пре вратиться в один гигантский фа кел вместе с машиной, не раз ви деть это и терять друзей. Последние недели службы тя нулись долго, очень долго. Все мысли о доме, как вернется, какой будет жизнь после армии. Пред ставлялось как неожиданно, без предупреждения приедет он в родной город, позвонит в дверь, как будут обнимать и целовать его родные. Но, как часто быва ло в Афгане, на собственном опы те Степан подтвердил наблюдение, что самое неприятное происходит в самом начале и конце пребыва ния на войне - за неделю до «дем беля» вернулся он из самой слож ной своей поездки, лишь чудом оставшись в живых. Может поэто му и не вытерпел, отбил телеграм му домой во время стоянки поезда на какой-то станции. Мол, встре чайте, отслужил я свое. Как толь ко не проклинал он потом себя за это! Как только не корил, не винил себя, но день возвращения с войны вместо самого радостного превра тился в самый черный день всей его жизни. Поезд, несмотря на то, что был «скорым», ехал очень медлен Под сенью Трифона | №1(5) 2013 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz