Под сенью Трифона. 2013 г. №5.

Виталий Маслов и интеллигенция Мурмана на рубеже веков (о работе писателя в Мурманском отделении Всероссийского фонда культуры) Маслова Валентина Устиновна - хранительница творческого наследия писателя Виталия Семеновича Маслова. «...Как писатель, Маслов своим творчеством более тридцати лет исследовал и воссоздавал судьбу Поморья. Более того - он всё вни­ мание сосредоточил на духовном опыте всего почти одной деревуш­ ки, по сути, оживляя и лелея род­ ные ему малые народные корни для того, чтобы через них не только по­ казать душу России, но ещё и кон­ кретно помочь ей устоять в буре двадцатого века. Именно так сложилось его пя­ тикнижие поморское (следует иметь ввиду сквозное движение ге­ роев его книг), в которое вошли: по­ вествование в рассказах «Крутая Дресва», роман «Круговая пору­ ка», повесть «Из рук в руки», роман «Внутренний рынок», роман «Про­ клятой памяти». А дальше... Маслов отложил в сторону кисть живописателя, то есть, писателя-живописца, и стро­ гим пером документалиста напи­ сал о том времени, о тех местах и тех людях, которые литератур­ ными образами вошли в его Пяти­ книжие, - книгу очерков «Еще жи­ вые»... И эта книга, завершающая - уже шестикнижие, оказалась ред­ костно интересной и принята была читателями с восторгом», - писал B.J1. Тимофеев в статье «Якорь на отцовском берегу». А дальше... Виталий Маслов от­ ложил в сторону свои писатель­ ские дела и наметил путь-вектор, по которому и решил идти, полу­ чив должность председателя Мур­ манского отделения Всероссийско­ го фонда культуры (МО ВФК). Про­ граммой на всю оставшуюся жизнь для него стали эти слова, красиво написанные его рукой на странице размером школьной тетради: «Культура есть система матери­ альных и духовных ценностей, соз­ данных человечеством (обществом) —цивилизация. В узком смысле сло­ ва («собственно культура») - это сфера духовной жизни людей. Здесь поприще Фонда культуры. Краеведческий срез: история и состояние духовной культуры края. Комиссия по краеведению, таким образом, призвана взять на учёт, поставить под общественный, (т.е. гласный) контроль все духовные ценности края, особенно людей — их носителей, физически умерших и ныне здравствующих. Взять эти ценности и этих людей под опеку, вплоть до возбуждения судебного преследования тех сил и лиц, кото­ рые наносят тот или иной ущерб духовному достоянию края. Фонд культуры должен быть своего рода кооперативом созда­ телей и хранителей духовных цен­ ностей края. Без всякого торгаше­ ского подтекста, заложенного в названии организации не творцами, а потребителями духовных ценно­ стей. Т.е., это объединение интел­ лигенции края в строгом смысле слова «интеллигент»: «создатель духовных ценностей». Всяческая поддержка мастеров духовного цеха! Борьба с браконьерством, кото­ рое ведётся на этих людей со сто­ роны бюрократии, потребитель­ ства и прочих разрушителей духов­ ной культуры. «Красная книга» для генераторов нравственного духа, для памятников духовной культу­ ры. Этические ценности края (обы­ чаи, традиции, обряды: памятники, люди, события...) Художественная культура края (эстетические ценности: авто­ ры, произведения-каталоги, хране­ ние, использование в духовной жиз­ ни мурманчан...) Экологическая культура края. Педагогическая, физическая (в зоне контакта с духовной) и другие сферы культуры». Одновременно с началом рабо­ ты Мурманского отделения фонда культуры сформировался культур­ ный слой, который был направлен на возрождение и защиту культуры и образования. Сохранились доку­ менты: протоколы заседаний Прав­ ления МО ВФК, конференций, от­ четы председателя ФК. Уже в феврале 1988 года Правле­ ние МО ВФК обсудило программу ОткрытиеРеутовскихчтений вмузеемурманскогоморскогопароходства в 1995г. 36 Под сенью Трифона | №1(5) 2013

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz