Под сенью Трифона. 2013 г. №5.
Виталий Маслов и интеллигенция Мурмана на рубеже веков (о работе писателя в Мурманском отделении Всероссийского фонда культуры) Маслова Валентина Устиновна - хранительница творческого наследия писателя Виталия Семеновича Маслова. «...Как писатель, Маслов своим творчеством более тридцати лет исследовал и воссоздавал судьбу Поморья. Более того - он всё вни мание сосредоточил на духовном опыте всего почти одной деревуш ки, по сути, оживляя и лелея род ные ему малые народные корни для того, чтобы через них не только по казать душу России, но ещё и кон кретно помочь ей устоять в буре двадцатого века. Именно так сложилось его пя тикнижие поморское (следует иметь ввиду сквозное движение ге роев его книг), в которое вошли: по вествование в рассказах «Крутая Дресва», роман «Круговая пору ка», повесть «Из рук в руки», роман «Внутренний рынок», роман «Про клятой памяти». А дальше... Маслов отложил в сторону кисть живописателя, то есть, писателя-живописца, и стро гим пером документалиста напи сал о том времени, о тех местах и тех людях, которые литератур ными образами вошли в его Пяти книжие, - книгу очерков «Еще жи вые»... И эта книга, завершающая - уже шестикнижие, оказалась ред костно интересной и принята была читателями с восторгом», - писал B.J1. Тимофеев в статье «Якорь на отцовском берегу». А дальше... Виталий Маслов от ложил в сторону свои писатель ские дела и наметил путь-вектор, по которому и решил идти, полу чив должность председателя Мур манского отделения Всероссийско го фонда культуры (МО ВФК). Про граммой на всю оставшуюся жизнь для него стали эти слова, красиво написанные его рукой на странице размером школьной тетради: «Культура есть система матери альных и духовных ценностей, соз данных человечеством (обществом) —цивилизация. В узком смысле сло ва («собственно культура») - это сфера духовной жизни людей. Здесь поприще Фонда культуры. Краеведческий срез: история и состояние духовной культуры края. Комиссия по краеведению, таким образом, призвана взять на учёт, поставить под общественный, (т.е. гласный) контроль все духовные ценности края, особенно людей — их носителей, физически умерших и ныне здравствующих. Взять эти ценности и этих людей под опеку, вплоть до возбуждения судебного преследования тех сил и лиц, кото рые наносят тот или иной ущерб духовному достоянию края. Фонд культуры должен быть своего рода кооперативом созда телей и хранителей духовных цен ностей края. Без всякого торгаше ского подтекста, заложенного в названии организации не творцами, а потребителями духовных ценно стей. Т.е., это объединение интел лигенции края в строгом смысле слова «интеллигент»: «создатель духовных ценностей». Всяческая поддержка мастеров духовного цеха! Борьба с браконьерством, кото рое ведётся на этих людей со сто роны бюрократии, потребитель ства и прочих разрушителей духов ной культуры. «Красная книга» для генераторов нравственного духа, для памятников духовной культу ры. Этические ценности края (обы чаи, традиции, обряды: памятники, люди, события...) Художественная культура края (эстетические ценности: авто ры, произведения-каталоги, хране ние, использование в духовной жиз ни мурманчан...) Экологическая культура края. Педагогическая, физическая (в зоне контакта с духовной) и другие сферы культуры». Одновременно с началом рабо ты Мурманского отделения фонда культуры сформировался культур ный слой, который был направлен на возрождение и защиту культуры и образования. Сохранились доку менты: протоколы заседаний Прав ления МО ВФК, конференций, от четы председателя ФК. Уже в феврале 1988 года Правле ние МО ВФК обсудило программу ОткрытиеРеутовскихчтений вмузеемурманскогоморскогопароходства в 1995г. 36 Под сенью Трифона | №1(5) 2013
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz