Под сенью Трифона. 2013 г. №5.

Андрей Первозванный и т.д.) и Кипра (более сотни монасты­ рей, Лазарь Четверодневный, апостол Павел и т.д.) никого не оставят без духовного укрепле­ ния. Но еще русское паломни­ чество - это хорошая поддерж­ ка грекам и грекам-киприотам со стороны России, взаимное укрепление веры и надежда на будущее. Святыни центральной Европы (Италия, Германия, Франция) Эти инославные (в основном католичество и протестантизм) страны стали объектами для православного паломничества в основном благодаря тому, что после крестных походов и па­ дения Византийской империи огромное количество ее свя­ тынь оказалось именно в цен­ тральной Европе. Здесь видит­ ся промысел Божий, потому что благодаря этому они сохра­ нены до сего дня, в отличие от всего того, что оказалось под властью турков-сарацинов. Терновый Венец Спасителя в Париже и Его нешвенный Хи­ тон в германском Трире, Плат Пресвятой Богородицы во французском Амьене и Ее До­ мик в итальянском Лоретто, огромное количество мощей вселенских святых, прослав­ ленных до разделения церквей: апостолов, мучеников, святи­ телей и преподобных и других святынь, связанных с ними, на­ ходящихся в многочисленных реликвариях - это та притяга­ тельная сила, которая привле­ кает сюда православных па­ ломников. Великолепие древних кафе­ дральных католических собо­ ров помогает увидеть Божию Благодать, которая помогала тем, кто их воздвигал. Мы ви­ дим и поражаемся этому было­ му величию, величайшим свя­ тыням, которые здесь сохране­ ны, но в то же время видим, что они не действуют, не «работа­ ют», лежат под спудом, не вос­ требованы, видим современ­ ное состояние церквей и наро­ дов христианских и сожалеем о происходящем, жалеем их. Со своей стороны, видя с ка­ ким трепетом, волнением и пе­ реживанием молятся перед святынями и поклоняются им русские паломники, сами ка­ толики начинают изменять­ ся, по-другому смотреть на то, чем они обладают. Ведь это плод паломничества русских в Западную Европу - ожива­ ет почитание святынь, они из­ носятся для поклонения, даже размещаются для постоянного нахождения в храмах. Пребывание в странах цен­ тральной Европы помогает глубже постичь суть процес­ сов, связанных с отпадени­ ем католицизма от вселенско­ го православия, сопереживать этому расколу, увидеть его «плоды» и больше оценить то, чем мы сами обладаем, беречь как зеницу ока сокровища на­ шей веры Православной. Святая Гора Афон - Алтарь земли Последнее место этого на­ правления в нашем перечне, как подтверждение евангель­ ских слов Спасителя - послед­ ние будут первыми. Афон - это прикосновение к Небесному на земле, к ее алта­ рю. Это восторг тишины и спо­ койствия духовного, где палом­ нику удается исполнить слова Херувимской песни - «... всякое ныне житейское отложим по­ печение». Возможно это самое безгрешное место на земле, из­ бранное себе в удел Пресвятой Богородицей, где подвизались сонмы святых подвижников. Невольно возникает анало­ гия: Гроб Господень - самая великая святыня для нас, но что творится вокруг этого свя­ того места... Древняя Визан­ тия в Турции - какое величие, но сегодня - это история, ар­ хеология, нечто «неживое», во что паломники начинают вно­ сить жизнь своими молитвами. На Афоне паломник окуна­ ется в самое настоящее живое Вселенское Православие и жи­ вет в нем! Веками в потряса­ ющей тишине двадцати афон­ ских монастырей, нарушаемой только самими паломниками, возносится молитва, угодная Богу, Им принимаемая, молит­ ва за весь мир, который и сто­ ит сегодня, может быть, только благодаря этой молитве. Кто побывал на Афоне, тот разделит со мной эти чувства, выраженные словами апостола: «Добро нам зде быти ...», когда душа откликается, умиротво­ ряется, возрождается от тле­ ния в миру к жизни, когда мно­ гочасовая монашеская молитва становится в радость. Имен­ но здесь корни нашего русско­ го монашеского делания, кото­ рое еще только на пути к воз­ рождению. Кто побывал на Афоне, тот ис­ пытал обильное действие благо­ дати Божией, того душа рвется на Святую Гору вновь и вновь! По законам монашеской ре­ спублики, установленной на Афоне, женщины не могут на­ ходиться на святом полуострове. Но даже, проходя на катере или пароме вдоль его побережья (не ближе 500 метров), они могут воспринимать его благодать. 32 Под сенью Трифона | №1(5) 2013

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz