Под сенью Трифона. 2013 г. №5.
Андрей Первозванный и т.д.) и Кипра (более сотни монасты рей, Лазарь Четверодневный, апостол Павел и т.д.) никого не оставят без духовного укрепле ния. Но еще русское паломни чество - это хорошая поддерж ка грекам и грекам-киприотам со стороны России, взаимное укрепление веры и надежда на будущее. Святыни центральной Европы (Италия, Германия, Франция) Эти инославные (в основном католичество и протестантизм) страны стали объектами для православного паломничества в основном благодаря тому, что после крестных походов и па дения Византийской империи огромное количество ее свя тынь оказалось именно в цен тральной Европе. Здесь видит ся промысел Божий, потому что благодаря этому они сохра нены до сего дня, в отличие от всего того, что оказалось под властью турков-сарацинов. Терновый Венец Спасителя в Париже и Его нешвенный Хи тон в германском Трире, Плат Пресвятой Богородицы во французском Амьене и Ее До мик в итальянском Лоретто, огромное количество мощей вселенских святых, прослав ленных до разделения церквей: апостолов, мучеников, святи телей и преподобных и других святынь, связанных с ними, на ходящихся в многочисленных реликвариях - это та притяга тельная сила, которая привле кает сюда православных па ломников. Великолепие древних кафе дральных католических собо ров помогает увидеть Божию Благодать, которая помогала тем, кто их воздвигал. Мы ви дим и поражаемся этому было му величию, величайшим свя тыням, которые здесь сохране ны, но в то же время видим, что они не действуют, не «работа ют», лежат под спудом, не вос требованы, видим современ ное состояние церквей и наро дов христианских и сожалеем о происходящем, жалеем их. Со своей стороны, видя с ка ким трепетом, волнением и пе реживанием молятся перед святынями и поклоняются им русские паломники, сами ка толики начинают изменять ся, по-другому смотреть на то, чем они обладают. Ведь это плод паломничества русских в Западную Европу - ожива ет почитание святынь, они из носятся для поклонения, даже размещаются для постоянного нахождения в храмах. Пребывание в странах цен тральной Европы помогает глубже постичь суть процес сов, связанных с отпадени ем католицизма от вселенско го православия, сопереживать этому расколу, увидеть его «плоды» и больше оценить то, чем мы сами обладаем, беречь как зеницу ока сокровища на шей веры Православной. Святая Гора Афон - Алтарь земли Последнее место этого на правления в нашем перечне, как подтверждение евангель ских слов Спасителя - послед ние будут первыми. Афон - это прикосновение к Небесному на земле, к ее алта рю. Это восторг тишины и спо койствия духовного, где палом нику удается исполнить слова Херувимской песни - «... всякое ныне житейское отложим по печение». Возможно это самое безгрешное место на земле, из бранное себе в удел Пресвятой Богородицей, где подвизались сонмы святых подвижников. Невольно возникает анало гия: Гроб Господень - самая великая святыня для нас, но что творится вокруг этого свя того места... Древняя Визан тия в Турции - какое величие, но сегодня - это история, ар хеология, нечто «неживое», во что паломники начинают вно сить жизнь своими молитвами. На Афоне паломник окуна ется в самое настоящее живое Вселенское Православие и жи вет в нем! Веками в потряса ющей тишине двадцати афон ских монастырей, нарушаемой только самими паломниками, возносится молитва, угодная Богу, Им принимаемая, молит ва за весь мир, который и сто ит сегодня, может быть, только благодаря этой молитве. Кто побывал на Афоне, тот разделит со мной эти чувства, выраженные словами апостола: «Добро нам зде быти ...», когда душа откликается, умиротво ряется, возрождается от тле ния в миру к жизни, когда мно гочасовая монашеская молитва становится в радость. Имен но здесь корни нашего русско го монашеского делания, кото рое еще только на пути к воз рождению. Кто побывал на Афоне, тот ис пытал обильное действие благо дати Божией, того душа рвется на Святую Гору вновь и вновь! По законам монашеской ре спублики, установленной на Афоне, женщины не могут на ходиться на святом полуострове. Но даже, проходя на катере или пароме вдоль его побережья (не ближе 500 метров), они могут воспринимать его благодать. 32 Под сенью Трифона | №1(5) 2013
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz