Под сенью Трифона. 2013 г. №5.
поют?- обратился к отцу Спири дону игумен Силуан. - Трио. Хотите послушать? Я позову отцов, они с удовольстви ем вам споют. Три монаха встали в центр хра ма и запели... Запели так, что ка залось, своим пением отрывали твою душу от земли и устремля ли ее ввысь, к самым сводам. Го лоса их (точно и не трио пело) по трясающим многоголосием рас катывались по храму, заполняя все пространство, очаровывали своей красотой и мелодичностью, хотелось, чтобы это пение не кон чалось никогда... После пения отец Спири дон пригласил игумена Силуана пройти в алтарь, а мы стали при кладываться к иконам, затеплять свечи, фотографировать красоты монастыря. Через какое-то вре мя отец Силуан зовет нас снова в храм, говоря: - Хотите чудо покажу? Кто от чуда откажется, и мы следуем за ним. Он рассказывает: - Пока отец Спиридон по моей просьбе писал нам тропарь свя той Нино на грузинском языке в русской транскрипции, я разгля дывал росписи, и вдруг на одной колонне, мой взгляд выхватыва ет нацарапанную надпись: «Ан дроник. М. Кандалакша. 1931 г.» У меня даже мурашки по спине пошли. Кстати, отмечу, что они пополз ли и у всех нас, когда мы прочли это. А отец Силуан продолжал: - Представляете, не Мурманск написано, Кандалакша! Мы-то ехали сюда, думали, первыми из Кандалакши будем, а тут такое. Оказывается, какой-то Андроник еще в 1931 году здесь уже побы вал. Да, это было на самом деле чудо! Пока мы восхищались, отец Спиридон вновь ушел в алтарь и затем вышел оттуда с прекрасной в серебре и позолоте иконой свя той Нино и, протягивая ее отцу Силуану, сказал: - Пусть эта икона святой Нино будет вам на далеком холодном Севере в вашей Кандалакше те плым напоминанием о нас и гру зинском монастыре в Зарзме. Отец Силуан от неожиданно сти растерялся, и чуть дрогнув шим голосом произнес: - А это уже чудо второе, ведь когда мы вошли в алтарь и я уви дел эту икону, все мое существо устремилось к ней и так захоте лось видеть ее у нас в церкви Свя той Нины... Он от души благодарил отца Спиридона за столь щедрый по дарок. Далее отец Спиридон повел нас к костнице и рассказал: - Когда монах или послушник в монастыре умирал, его хоронили, а через три года могилу раскапы вали и кости переносили под цер ковь. В ранние времена под каж дой церковью были такие костни- цы. А еще существует предание, что у каждого иеромонаха или священника на черепе образовы вается крест, - и показал на один из черепов, хранившихся в кост нице. На самом деле, на этом черепе четко выделялся крест. - Сейчас этой традиции перемы вать кости в Грузии уже не суще ствует,- досказал он свою мысль. Мы вновь поднялись на мона стырский дворик. - У вас большая звонница, каких в Грузии мало, я заметила, здесь колокола вешаются, в основном, на перекладины или ветви дере вьев, наверно оттого, что они не большие, а на вашей колокольне какие? - спросила я. - Когда в 1989-м мы пришли сюда возрождать монастырь, они на колокольне уже висели. Их три, размеров средних, на одном име ется икона Казанской Божией Ма тери. Наша звонница считается не только одной из самых больших в Грузии, но и одной из самых ори гинальных. В XVI веке она была слегка перестроена и превращена в церковь. Затем он показывал нам мона стырские мастерские. - Вот пытаемся византийскую эмаль возрождать. Кропотливое и очень сложное дело. Малейшая ошибка - и все переделывать при ходится. А вот выкладывать до рожки камнем я в Бодби у масте ра обучился, очень нравится. По греческой технологии мо нахи монастыря и ладан произво дят. Живет их здесь двенадцать, да в деревне с десяток православ ных грузин наберется, остальные - мусульмане, Турция-то рядом, а потому значение Зарзмского мо настыря в укреплении право славной веры в этой части страны очень велико. Одно жаль, не уда лось встретиться с настоятелем монастыря отцом Николаем. Когда ехали дальше, голову кружило от серпантина и высо ты. При том, что все грузины лю бят быструю езду, страшно было посмотреть в окно машины, так как край дороги обрывался даль ше в пропасть... С горы открыва лись живописные виды с зеленью многотравья и многолесья. На многие километры можно видеть, как горбатится холмами и гора ми, уносящееся вдаль кавказское пространство. Некоторые деревья уже начинали покрываться жел тизной, виделись небольшие гру зинские поселения, с пасущими ся неподалеку коровами... (окончание в следующем номере) Под сенью Трифона | №1(5) 2013 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz