Под сенью Трифона. 2013 г. №5.

священников еще не видела», я думала, Нина, мягко сказать, пре­ увеличивает. .. И вот наша первая встреча с ар­ химандритом Максимом. Глубо­ кие, чуть печальные глаза, про­ ницательный взгляд, искренняя открытая улыбка, борода с про­ седью. .. С первого взгляда видно, что этот человек страдает каким- то физическим недугом, или пе­ режил в жизни, такое, чего, как говорят, не пожелаешь врагу. И позже на чье-то сетование о же­ лудке, скажет: «Да, у меня тоже желудок болел, когда был, а те­ перь его практически нет, и бо­ леть нечему. Со ста тридцати ки­ лограммов я за три месяца до ше­ стидесяти похудел». И несмотря ни на что, в нем хватает еще энер­ гии принимать гостей. Деятель­ ный, постоянно в движении, бес­ конечно добрый, внимательный... Когда мы шли по дороге к хра­ му меня поразило, как несколь­ ко машин притормаживали ря­ дом с нами и водители в откры­ тое окно протягивали свои руки, прося благословения батюшки. Стали мы свидетелями и как пар­ ни 16-18 лет, сидевшие за столи­ ком недалеко от дороги, при по­ явлении отца Максима точно по команде встали и, склонив голо­ вы, скрестили руки для благосло­ вения. Не подходя, отецМаксим с дороги осенил их крестным зна­ мением. Парни стояли пока мы не удалились... А затем увидела, как отец Максим, сидя за рулем ма­ шины, благословлял других во­ дителей. .. Увидела, как не только священ­ ники в Грузии, не только прихо­ жане храмов, а и просто люди, таксисты, видя установленный крест, крестятся на него. При­ чем крестов в местах, в которых мы побывали, или через которые проезжали, великое множество, только в Абастумани их четыре. Поразила «повышенная» религи­ озность грузин, даже как-то обид­ но за Россию стало, которую счи­ тала истинно православной, а на деле, как оказалось, далеко нам еще до Грузии в своих христи­ анских чувствах. Здесь вера че­ ловека в Бога определяется не тем, являешься ты прихожани­ ном церкви, воцерковлен или нет, здесь это понятие гораздо глуб­ же в людях заложено и в христи­ анском отношении к своей стра­ не, к ее истории, культуре, к свя­ тыням, да просто к ближнему... Может такое миропонимание у людей здесь оттого, что Грузия - одна из первых стран, принявших христианство в качестве государ­ ственной религии (337 г.). Не буду углубляться в политику в отно­ шения руководителей друг к дру­ гу одно скажу: в простом грузин­ ском народе нет нетерпения ни к другим нациям, ни к другим ве­ роисповеданиям, здесь с право­ славными проживают рядом и католики, и мусульмане, все мир­ но соседствуют и помогают друг другу А еще грузины искренне сожалеют, что сейчас в Грузии очень мало русских живет. Спрашиваю у отца Максима, кто инициатор в Грузии такого множества крестов? Ему мой во­ прос кажется наивным, и он мяг­ ким чуть приглушенным голосом произносит: - Инициатива идет, конечно же, от людей, а церковь это жела­ ние только поддерживает и бла­ гословляет. Люди ставят кресты, как защиту Божию, ведь душа че­ ловеческая всегда молитвы тре­ бует. И на флаге грузинском пять крестов, говорящих о том, что страна христианская. Такой флаг уже во II веке при царе Давиде IV был. Четыре креста по бокам - это раны Господа нашего от гвоздей, а пятый на весь флаг - рана серд­ ца Христа... - Отец Максим, моя подруга Ирина попро­ сила заказать в Грузии на полгода или на год поминание о ее матери Нине. Когда я спрашивала об этом, рядом со мной стояли все наши женщины, и, естественно, выра­ зили желание сделать то же самое. Отец Максим сказал: - Пишите всех, за кого душа бо­ лит. Пока я жив, буду молиться сам и за живых, и за упокоенных ваших, не будет меня, молиться станет мой последователь. Сказал так, что ни у кого не возникло и тени сомнения, что может по-другому быть. - Отец Максим, еще вопрос можно: когда вы постриг приняли и где служить начинали?- осме­ лилась спросить я. - Здесь тайн нет, с Сафары я. Первое свое образование полу­ чил в Омском высшем красноз­ наменном училище имени Фрун­ зе, затем окончил Сафарскую ду­ ховную семинарию, служил там, а когда меня в Абастумани на­ правили, остро почувствовал, что от дома родительского уехал, но, пути Господни неисповедимы, вот уже тринадцать лет как по­ стриг принял... - Мы все заметили, что со всех сторон к вам люди за благослове­ нием спешат, это что, так приня­ то в Грузии? - За благословением идут те, кто чувствует себя в душе пра­ вославным христианином. В Абастумани многие армяне при­ няли православное крещение и так же, как грузины, стали те­ перь подходить, где увидят меня. Я не осмелюсь сказать, что этот порыв у них идет из-за большо­ го уважения ко мне, думаю, они Под сенью Трифона | №1(5) 2013 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz