Под сенью Трифона. 2013 г. №5.

Царственные же братья и сестры, включая Николая II, приезжали его навещать. Великий князь Георгий любил совершать поездки по окрестным местам, наслаждаясь красотойгор, памятниками старины, храмами. Особенно сильное впечатление на него оказало посещение монасты­ ря Зарзма. Тогда же в Абастумани он решает построить храм свое­ го небесного покровителя свято­ го Александра Невского. Строил храм кавказский швед Отто Си- мансон, а фрески писал знамени­ тый русский художник Михаил Нестеров. Фрески храма получи­ лись почти мифически-сказочные, утонченно-лирические. Михаил Васильевич, создавая в храме бо­ лее пятидесяти монументальных композиций, пытался сохранить только эффект нежного сияния красок, не более. В 1997 году я вместе с писа­ телями и педагогами совершаю первую свою месячную поезд­ ку на автобусе - Славянский ход «Мурман-Черногория», в кото­ ром нашим святым и духовным покровителем становится Алек­ сандр Невский - воин, искусный дипломат, мудрый политик, су­ мевший сохранить русскую зем­ лю, находившуюся в жесточай­ ших тисках между Ордой и ка­ толическим Западом. Он, сын князя Ярослава, правит в Вели­ ком Новгороде и четко придер­ живается заповеди отца: «Крест будет твоим хранителем и по­ мощником, а меч - твоею гро­ зою». В Тбилиси по пути в Абастума­ ни, на вершине холма Сололаки мы увидели огромных размеров монумент «Мать Картли», харак­ теризующий национальный гру­ зинский характер: в левой руке мать держит чашу с вином для приветствия тех, кто пришёл как друг, а в правой - меч для врагов. И в моей памяти всплыли сло­ ва великого святого полководца Александра Невского: «Кто к нам с мечом придет, от меча и погиб- 20 Под сеньюТрифона | №1(5) нет. На том стояла, и стоять будет русская земля». Я в Грузии и первый храм, в ко­ торый вхожу на этой земле - храм Александра Невского! Когда заш­ ли, первое, что бросается в глаза - центральная нестеровская фре­ ска «Знамение» Божией Матери. И вновь я переношусь в Великий Новгород, в его Софийский собор к чудотворному образу. Так не­ зримая связующая нить, соедини­ ла в нашей поездке Россию и Гру­ зию, которых более века назад связал своими фресками Михаил Нестеров. Так в храме в вечном соседстве и стоят святые благо­ верный князь, защитник русской земли Александр Невский и рав­ ноапостольная Нино, просвети­ тельница Грузии. Отец - мамао, мать - деда Не знаю как у кого, а у меня ме­ ста, где я побывала, прежде все­ го, ассоциируются со знакомы­ ми, друзьями, да просто интерес­ ными людьми. Так и Абастумани - это, прежде всего, Лаврентий Павлович и его жена Лия Заза- швили. Прошу их рассказать о своей жизни. - Вай ме, вай ме,- начинает свой рассказ с грузинской приговорки Лия, женщина очень добрая с не­ кой грустинкой в больших глубо­ ко посаженных глазах, очерчен­ ных красивой дугой бровей, - да если с самого начала рассказы­ вать, как мы создавали свое кафе, сердце заплачет. Когда в магазине людям ничего было купить, при­ шла идея начать самим печь хлеб и торговать им. Потом хачапури стали выпекать, пошло хорошо, поставили маленький столик, за­ тем еще один, огородили их, и по­ лучилось нечто вроде маленькой столовой. Когда и это стало доход давать, принялись за строитель­ ство кафе. Всякое было, война, налоги, не знали как концы с кон­ цами свести... О плохом и вспо- 2013 минать не хочется... - А православные вы с младен­ чества, наверное? - задаю я но­ вый вопрос. - Лия да, а я вначале католиком был. Арали село больше католи­ ческое,- отвечает Лаврентий Пав­ лович. - А почему же веру свою поме­ няли? - не терпелось узнать мне. - Когда в 1989 году в апреле в Тбилиси кровопролитие слу­ чилось, перед всей Грузией вы­ ступил православный Патриарх, призывая людей к миру. Тогда по­ сле его слов многие в храмы пош­ ли, свечи ставили, молитвы чита­ ли за тех, кого убили, за тех, кого ранили, за тех, кто от отравления газом заболел. Патриарх призвал грузин помочь этим людям, и на­ род откликнулся... Тут меня и за­ дело, почему наш католический священник из Арали никаких ак­ тивных мер не принимает. Ду­ малось: православный Патриарх, значит, о народе печалится, а мой духовный пастырь в спокойствии пребывает. И хоть не сразу, около пяти лет прошло на обдумывание, однако в 1993-м, пришел к право­ славию. .. В разговоре знакомства за пер­ вой трапезой мы узнали, что здравствуй по-грузински - гамар- джобат, до свидания - гаги мар- джес, отец - мамао, мать - деда, дедушка - папа, бабушка - бебиа, ребенок - бакшви, сын - бича, дочь - гого, спасибо - гмадлобт, да - диах, нет - ара. С этим запа­ сом грузинских слов мы чувство­ вали себя почти грузинами, прав­ да, далеко не все их запомнили, но это не важно, главное - запи­ сали, а со временем, глядишь и выучим... Мамао Максим Когда летом Нина Глущенко из Североморска рассказывала мне об отце Максиме, настоятеле хра­ ма Александра Невского в Аба­ стумани, добавляя при этом: «Он такой потрясающий! Ты таких

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz