Под сенью Трифона. 2012 г. №4.

74 Под сенью Трифона | №4 2012 предмет чувственного восприятия» (Словарь П. Черных, т.1, с. 148) , равно как и любая настоящая вещь, воспринимаемая нашими органами чувств, этимологически восходит к образам и действиям вещания и ведения - процессов сенсорного восприятия действительности не только органами слуха и зрения, но и, к примеру, органом вкуса: ср. «отведай из моего кубка». Почему ключевое слово урока следует осмысливать именно в таком порядке: от образов конкрет- ного действия и вещи, означаемых основным этимологическим кор- нем к образам дополнительных корней? – Ответ скрыт в устрой- стве человеческой психики. Пока учитель не пробудит в памяти учащихся образы конкретных сен- сорных впечатлений (ощущений), их воображение не начнет активно порождать живые представления, не заработает их образное право- полушарное мышление – слово, а с ним и весь урок не оживет. Вещь, образ которой не воздействует на органы чувств, остается за предела- ми внимания ( внутрь имания ), по- нимания и восприятия. Чем четче, конкретней и ярче корнесловный образ изучаемой вещи, тем глубже, долговременнее и доступнее будет ее понимание и приятие как умом, так и сердцем. Вернемся к ключевому слову «притча». Корень -тъч- после ука- зания на закономерное полногласие ъ – о, чередование ъ-ь и о-е, а также чередование ч-к может быть легко выявлен учащимися в этимологи- чески родственных притче словах ткать – ткнуть – ткань - ток; течь – теку – течение . Таким об- разом, в поле зрения учащихся на втором этапе осмысления притчи окажутся, с одной стороны, кон- кретные и легко представляемые действия ткачества и стыковки, а затем - плоды этих действий: рукотворные и живые ткани; про- изведения текстильного искусства и письменные тексты. С другой стороны, учащиеся, осмысляющие природу и суть притчи, пробудят в своем воображении образы тече- ния реки, течения потока времени, течения жизненного пути человека. Чтобы не утонуть в нахлынувших образах и не «растекаться мыс- лию», важно вовремя направить поток нахлынувших мыслеобразов в нужное русло, сосредоточить внимание на границах и направ- ленности течения притчи. Для этого надо перейти к третьему этапу: к осмыслению этимологии приставочного корня при-. ВШкольном этимологическом словаре указано: «ПРИ. Обще- славянское индоевропейского характера (ср. древне-прусское hrei «к, у, на», лат. prae «перед, сверх, заранее», греческое parai «при, около»). Исходное значение – « у, около » (дома, стены и т.д.)» (Шанский, с. 253). Теперь остает- ся только связать воедино образы, пробужденные в воображении и памяти учащихся осмыслени- ем основного корня с образами движения «к, на, у, перед, сверх, ОКОЛО». В ткачестве есть два ключевых термина, описывающих размещение и движение нитей на ткацком станке: основа и уток . Вслед за челноком нить утъка снует около нитей основы, при- ближаясь к ним, накладываясь на них, обращаясь около них. Слова основа и около содержат в себе один и тот же приставочный эти- мологический корень о- с исхо- дным значением «вокруг». Корень – коло исходно означает «круг, колесо». Корень – снова(ть) , пред- ставленный в древнегреческом языке как *(s) neo и означающий в переводе «прясть, сопрягать», исходно означает «то, вокруг чего снует челнок и обращается нить утъка». В сочетании конкретных корнесловных образов – тък и при - порождает представление о притче как о видимом матери- альном и воплощенном тексте (ср. текстиль), сотканном около (вокруг) невидимого духовного основания. Притча – это по- вествование о невидимом при помощи очевидного. После такого осмысления клю- чевого слова урока, учащиеся и, возможно, сам учитель смогут более глубоко и полно воспринять суть евангельского обетования: «Да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в прит- чах уста Мои. Изреку сокровенное от создания мира» (От Матфея, 13: 35). Именно так: притча представ- ляет собой изречение сокровенного от создания мира. Возвращаясь к теме сопостав- ления научной и обучающей эти- мологии ключевых слов урока, зададимся вопросом: соответству- ют ли действительности события, описанные Христом в Его притчах о сеятеле, о виноградарях, об овцах, о талантах и еще многие? Имеют ли события, изложенные в этих притчах, исторические основания, подтвержденные фактами летопи- сей, археологических раскопок и других материальных источников? Разумеется, нет! Настоящим, истинным, вероу- чительным и не нуждающемся в научных доказательствах является только духоносный смысл этих притч, воспринимаемый нами субъективно на основе личного жизненного опыта и высшего чувства истины, которое иногда называют интуицией. Также и в слове учителя на уроке: обучающая этимология вполне может быть притчевой. Разумеется, лучше, чтобы кор- несловная притча основывалась на научной этимологии, откры- вающей конкретные образы, уна- следованные от предков. При этом главным и единственно надежным критерием истинности и ценности урока будет не научная достовер- ность представленных этимологи- ческих изысканий, которые, кстати, всегда могут быть подвергнуты сомнению и оспорены в будущих диссертациях. Критерием истинности обучаю- щей этимологии, представляемой учителем на уроке, должен служить голос учительской, ученической,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz