Под сенью Трифона. 2012 г. №4.
72 Под сенью Трифона | №4 2012 Новая рубрика Уроки отечественного языка Обучающая этимология Об отличии корнесловного метода преподавания учебных предметов от научных лингвистических исследований в области этимологии и сравнительного языкознания. Семенцов Василий Васильевич – кандидат педагогических наук, председатель правления Православного педагогического общества имени святых равноапостольных Кирилла и Мефо- дия Санкт-Петербургской епархии. Автор книг «Отечествен- ный язык как основа воспитания и обучения», «Исцеление языковой личности», «Беседы о святых словах отечественного языка» и др. В мае 2012 года В.В. Семенцов побывал в Мурманске. Встреча с этим удивительным челове- ком в Паломническом духовно- культурном просветительском центре зажгла сердца присут- ствовавших на ней любовью к отечественному языку. Василий Васильевич согласился открыть новую рубрику журнала «Уроки отечественного языка» для педагогов и всех, кто хочет обращения к живому церковносла- вянскому языку, кто испытывает тревогу о возможном отпадении от него. Побуждающий мотив автора выражен в следующих его словах: «Хочется хоть капельку по- мочь возвращению наших учащихся к чистому истоку словеснойжизни – древнему и вечному языку церков- ного славянства – к словенству». В современной лингвистиче- ской терминологии отсутствует термин «обучающая этимоло- гия». Единственно правомерной учеными-лексикологами признает- ся только связанная с историческим языкознанием научная этимология, основанная на фонетических со- ответствиях и на «принципе регу- лярности фонетических законов, позволяющих строить ряды соот- ветствий и служащих инструмен- том и одновременно критерием надежности этимологии» (В.Н. Топоров. О некоторых фонетиче- ских основаниях этимологического анализа). Субъективная личная этимо- логия, то есть естественное для каждого психически здорового человека стремление осознать и уяснить для себя происхождение, глубинный символический смысл или то, что А.А. Потебня (1835- 1891) еще в XIX веке назвал вну- тренней формой слова, относится современными языковедами к расширенно понимаемой народной этимологии, которая, в свою оче- редь, всегда подвергается сомне- нию или отрицается ими как заве- домо ложная или интуитивная. В отличие от фонетически «за- конной» научной этимологии обу- чающая этимология всегда субъ- ективна и личностна. Она не пре- тендует и не должна претендовать на полное соответствие законам индоевропеистики и фонетической регулярности, установленным немецкими младограмматиками XIX века Ф.Боппом (1791-1867) и А.Шлейхером (1821-1868). Как для других видов живого творче- ского мышления, для обучающих этимологических наблюдений главным основанием надежности и достоверности служит уровень культуры, образованности, таланта, а также направленность личности учителя, осмысляющего слово. Опираясь на данные научных ис- следований и надежных этимоло- гических словарей, преподаватель может открывать ученикам свое личное представление о проис- хождении ключевого слова урока, о его внутренней корнесловной символике. Условимся в дальнейшем на- зывать ключевыми те слова урока, которые именуют изучаемые на уроке предметы, явления и вещи. Ключевое слово каждого урока, лекции или статьи действитель- но содержит в своей этимологии ключ, открывающий доступ к сути именуемого им предмета. Подоб- но источнику родниковой воды, слово-ключ питает мышление учащихся живыми конкретными образами. Подобно инструменту для отпирания замков, слово-ключ открывает учащимся доступ к вну- треннему сокровенному смыслу и предназначению именуемого внешнего предмета (вещи). Прибе- гая к обучающей этимологии, учи- тель открывает путь для образного осмысления изучаемого предмета, поэтизирует урок, возводя его на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz