Под сенью Трифона. 2012 г. №4.

Под сенью Трифона | №4 2012 67 8 апреля 1929 года Президиум ВЦИК принял по- становление о «Религиозных объединениях». Церкви запрещалось создавать кассывзаимопомощи, приюты, богадельни, проводить женские, юношеские, детские, библейские, литературные и др. собрания, открывать библиотеки, проводить экскурсии и т.д. В то же время община верующих должна была, поддерживая неиз- менный состав в количестве 20-ти человек (отсюда и название – «двадцатка»), брать на себя все расходы по содержанию и ремонту церковных зданий, что многим группам прихожан было сделать невозможно ввиду отсутствия таких денежных средств, поэтому люди вынуждены были «добровольно» отказывать- ся от своих храмов, возведённых порой именно их силами и на их средства. Данные, полученные в Государственном архиве Мурманской области (ГАМО), можно представить в виде таблицы. По свидетельству о.Василия (Вольского), который долгое время занимается поиском и сбором инфор- мации о Кольских храмах и судьбе их священнос- лужителей, «к 1917 г. в нашем крае было 53 храма, 28 часовен, Трифонов Печенгский монастырь». Из таблицы видно, что в период с 1922 года по 1940 год на Кольском Севере было закрыто 38 церквей и 6 часовен, а о судьбе остальных храмов материалов в архиве найти не удалось. Религиозная ситуация в Апатитах, Кировске и Мончегорске. В архивных документах мы не нашли информа- ции о наличии церквей в городах, расположенных в центральной части Мурманской области и имеющих важное для края промышленное значение. Это такие города, как Апатиты, Кировск, Мончегорск. В одном только документе - Ответ Мурманского окрисполко- ма на запрос общего отдела леноблисполкома, сен- тябрь 1937 года – говорится: «Нами сообщено, что в г. Кировске, а также в районе религиозных объеди- нений не было и нет» [ГАМО, ф. 162, оп.1, д.472, л. 84]. Эту информацию подтвердил и о. Василий Вольский: «На самом деле в 30-е годы в Мончегор- ске, Кировске и Апатитах никаких храмов не было, но верующие были». Эти три города начинали строиться в 30-е годы прошлого века, их возникновение было связано с разработкой месторождений апатито-нефелиновых руд в Хибинах и строительством крупных промыш- ленных объектов. Из разных областей нашей страны сюда в 30-е годы были направлены так называемые спецпереселенцы (раскулаченные крестьяне), они не считались заключёнными, но и полной свободой не обладали: у них не было паспортов, и они не могли покинуть северный край по своему желанию. Жили спецпереселенцы в трудных условиях, часто в па- латках, летних бараках, зданиях, не пригодных для жизни человека, высока была смертность людей, особенно маленьких детей, пока правительство всерьёз не занялось решением жилищной пробле- мы, медицинским обслуживанием спецпереселен- цев и образованием их детей. Исследователь В.Я. Шашков отмечает важную роль спецпереселенцев в строительстве заполярных городов и промыш- ленных объектов. «В Северный край в 1930 и 1931 гг. была выслана 58 271 семья в составе 285 609 человек», но это неточная статистика, как утверж- дает учёный. Спецпоселенцы жили в спецпосёл- ках. «Спецпосёлки - это масштабная и стройная система режимных поселений раскулаченных и выселенных семей, управляемых поселковыми и районными спецкомендатурами и отделами спец- поселений ГУЛАГа» [15]. Такие посёлки были в самих городах Мончегорске, Кировске и Апатитах и в их черте. Так, в рабочем посёлке имени Кирова (г. Кировск) и рядом с ним располагались в то вре- мя Трудпосёлок №1 и Трудпосёлок №2. Трудпосё- лок №3 находился на территории пос. Апатиты, а Трудпосёлок №5 в черте г. Мончегорска. На основании вышеизложенного нетрудно сде- лать вывод о том, что вряд ли в Апатитах, Кировске и Мончегорске могли бы быть построены храмы для православных. Но мы также понимали, что большинство переселенцев должны были быть людьми верующими. При дальнейшем поиске материала были обнаружены интересные факты. Возводя индустриальный гигант «Апатит», ве- рующие построили для себя каменную церковь, но власти молиться в ней не разрешили. 18 декабря 1931 года в Хибинах на 1-м съезде воинствующих безбожников решено было: «Пре- вратить Хибиногорск (Кировск) в город сплошного безбожия». По посёлкам проводился сбор средств на постройку подводной лодки «Безбожный ком- сомолец», наиболее отличившимся вручались премии. Создавались народные университеты, кинолекторий по научному атеизму. Думали, что в городе никогда не будет ни одной церкви. Но люди, вырванные из родных мест, насильно сосланные в Хибины, неохотно реагировали на все эти ново- введения. Многие уходили молиться в лес, позже и в бараках собирались для молитвы. Зарождалась мысль о строительстве храма. В 1937 году три женщины – спецпереселенки Мария Петровна Пузо, Мария Филипповна Ря- бинина и Мария Гавриловна Лапицкая отважно ходили по домам, беседовали с людьми, собирая подписи желающих открыть храм. Надо было собрать не менее 250 подписей. А люди подчас

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz