Под сенью Трифона. 2012 г. №4.

Под сенью Трифона | №4 2012 65 Православие и молодежь Конкурс «Храмы России» Новомученики и исповедники земли Кольской Мы начинаем публикацию работ-победителей областного ежегодного историко-литературного конкурса имени В. С. Маслова «Храмы России», в котором принимают участие школьники, заин- тересованные в изучении духовного наследия России и Кольского края. По итогам конкурса в 2012 году среди победителей работа «Новомученики и исповедники земли Кольской в 30-е годы XX века» Артема Миронова – ученика 7 класса гимназии №2 г. Мурманска, научный руководитель - Жданова Ирина Игоревна, учитель русского языка и литературы, кото- рая публикуется в незначительном сокращении. Кроме того, эта работа была представлена на XXI Российскую научно-практическую конференцию школьников «Университетская гимназия» (г. Санкт-Петербург), где заняла 1 место в секции «История». По традиции победители конкурса и их творческие руководители награждаются 4-х дневным паломническим путешествием по наиболее интересным в культурном, духовном и историческом смысле местам Кольского полуострова. Государственно-церковные отношения в 20-30-е годы XX века на Кольском Севере Начало антирелигиозных мер Среди первых мер антирелигиозного характера, начатых осуществляться советской властью, можно назвать принятие Декрета о свободе совести, цер- ковных и религиозных обществах, получившего впоследствии более распространённое название: «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» - вступившего в действие 23 января 1918 года, кампанию по вскрытию святых мощей 1918- 1919 года, организацию с 1920 года при губкомах партии антирелигиозных семинаров для подготовки квалифицированных пропагандистов. В 1922 году появилась газета «Безбожник», вокруг которой сразу же образовалось Общество друзей данной газеты, преобразованное в 1925 году в Союз безбожников (с 1929 года - Союз воинствующих без- божников). К 1924 году среди основных направлений антирелигиозной работы укрепились следующие: коллективные чтения антирелигиозной литературы в кружках, в клубах, избах-читальнях; лекции и бе- седы антирелигиозного характера; борьба за «новый быт» и организация антирелигиозных вечеров. На местах вёлся учёт численности местных религиозных общин, изъятой религиозной литературы, находив- шейся в общественных библиотеках, проводились массовые чистки учителей на предмет их религиоз- ности, создавались детские безбожные организации. Рекомендовалось проводить «комсомольские пасхи» и «комсомольское рождество». Закрытие храмов на Мурмане «Примерно к середине двадцатых годов относится начало планомерного закрытия храмов на Коль- ском Севере, сопровождающееся повсеместными постановлениями о лишении священников из- бирательных прав на основании действовавшей Конституции. Среди тех, кто был лишён избира- тельных прав, были не только священники, но и их жёны, псаломщики и даже церковные сторожа. В это же время часть священников нашего края добровольно снимала с себя сан и отрекалась от пастырских обязанностей. Но таких было не- много». Массовые закрытия церквей начинаются после 1929 года. В выписках из протоколов засе- даний Мурманского Окрисполкома часто можно найти сведения не только о закрытии церквей, но и о причинах этого. Например, Никольскую церковь в селе Поной стали использовать для культурно- просветительских нужд района, так как «религиоз- ное объединение верующих не выполнило взятых на себя обязательств по договору о содержании здания культа» и не оплачивало налоги; в селе Сосновка Понойского района «сами верующие возбудили дело о ликвидации молитвенного объ- екта, считая целесообразным переоборудование его под школу»; часовню в становище Малое Оленье закрыли из-за того, что она требовала ремонта, церковь в селе Полярном долгое время не функционировала, поэтому решено было её закрыть: «по желанию граждан села Полярное здание приспособлено под детскую площадку»; в становище Рында Териберского района было ликвидировано общество верующих и закрыта церковь «ввиду отказа верующих ст. Рында от пользования церковным зданием» и т.п. Возни- кает вопрос: как могли верующие добровольно отказаться от своих храмов и своей веры?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz