Под сенью Трифона. 2012 г. №4.

60 Под сенью Трифона | №4 2012 Полученные результаты вносят положительную корректировку в наши «пессимистические» представления о сохранности культурных отложений на этом участке. Выявленную в шурфе кон- струкцию предварительно можно интерпретировать как фрагмент двухкамерного дома – цельнорубленного «пятистенка» на невысоком подклете. Учиты- вая незначительность вскрытой площади, преждевременно точ- но атрибутировать сгоревшее деревянное здание. В пользу осторожного предположения о том, что это остатки стены церк- ви, говорит отсутствие бытовых находок, ориентация здания по длинной оси восток–запад и, вероятно, намеренное «подза- хоронение» братской могилы. Наверно, неслучайна и находка клада серебряных монет пе- риода царствования Ивана IV, обнаруженного при строитель- стве фундамента храма в 1905 г. Это была монастырская казна, традиционно укрывавшаяся в тайниках в церкви. К сожалению, вопрос с «крип- тией» остался до конца не про- яснён. Несомненно, «братская» могила жертв набега суще- ствовала: «Плоти рассечённыя, згоревшия части, собраху и по- гребоша честно». Скорее всего, это было общее безгробовое захоронение, осуществлённое на «освященной земле» около церкви. Но на небольшом иссле- дованном участке ямы (площа- дью около 3 м2), примыкающем к сгоревшей стене, костные останки не обнаружены. Не нашли их и при проведении земляных работ при создании фундамента сначала часовни, а потом церкви в 1890 и 1905 гг. По православной традиции собранные на кладбище раз- розненные человеческие кости обязательно укладывались (ча- сто в анатомическом порядке) в специальные «костницы» или аккуратно подзахоранивались к новым погребениям. Отметим также практику неглубоких (максимально до 0,7–0,8 м) хри- стианских захоронений на Рус- ском Севере вплоть до XIX в. Мы склоняемся к предпо- ложению, что яма сделана с учётом рядом расположенных остатков стены, т.е. вероятно, с очень небольшим временным промежутком после пожара. Заключение Открытие остатков знаме- нитой православной обители Мурмана трудно переоценить. Но даже при ощутимом успехе на данном этапе изучения наши построения пока очень уязвимы для критики и дискуссионны. Более точная локализация исто- рической части п. Печенга воз- можна только при продолжении археологических работ. Основной задачей после- дующего археологического изучения является выделение сохранившихся участков куль- турного слоя ХVI–ХVIII вв. Даже при большой степени его нарушенности информацион- ный потенциал древней усадь- бы Печенгского монастыря очень высок. При проведении широкомасштабных раскопок полученные коллекции могут стать эталонными для анализа материальной культуры пе- риода позднего Средневековья – Нового времени Кольского полуострова. В будущем, кроме удовлет- ворения конкретного научного интереса, нужно стремить- ся, чтобы культурный слой позднесредневекового центра Печенгского монастыря не по- полнил список невосполнимых утрат исторических памятников Мурманской области. Проведе- ние охранных исследований не просто приоритетное направле- ние, оно служит делу физиче- ского сохранения памятника. Археологизированные следы древнего монастырского цен- тра –одновременно и объект историко-культурного наследия и христианская святыня. Воз- никает вопрос о последующей мемориализации этого места и «цивилизованного» включения его в паломнические и туристи- ческие маршруты Мурманской области. Возможны различные варианты – установка поклон- ного креста, памятного знака, часовни, различные виды ре- конструкций, экспонирование руинированных остатков с соз- данием специальных вымосток и т.п. Трифонов Печенгский мо- настырь может стать уникаль- ным православным памятником Заполярья и прекрасным на- учным источником по истории освоения Русской Лапландии. Выражаю искреннюю при- знательность всем, без чьей поддержки и понимания откры- тие новых страниц церковной археологии Русской Лапландии было невозможно: архиепископу Мурманскому иМончегорскому Симону, игумену Даниилу (То- поеву), монахам и трудникам Трифонов Печенгского мона- стыря, о. Сергию Поливцеву и работникам Мурманского Па- ломнического центра, игумену Митрофану (Баданину), о. Сер- гию Шерфетдинову, игумену Силуану (Николаеву), мэру п. Печенга Э. Затоне, В.А. Мацак и многим другим небезразличным жителям Мурманской области.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz