Под сенью Трифона. 2012 г. №4.
Под сенью Трифона | №4 2012 59 Каменная плита, находившаяся над могилой 116 мучеников. конструктивная связь между ямой и стеной. Вероятно, что обугленные брёвна были пере- крыты грунтом выброса при создании рядом находящейся ямы, выкопанной с небольшим временным промежутком после пожара, а песок законсервиро- вал хрупкий уголь. По радиоуглеродному анали- зу образцов древесного тлена и угля нижнего венца постройки можно с уверенностью дати- ровать время строительства и гибели здания XVI веком. Если в ходе раскопок существовало предположение, что обнару- женные остатки стены – это следствие какого-то «позднего» пожара, то после получения радиоуглеродных определений, сомнения в отнесении руин к трагическим событиям 1590 г. во многом отпали. Однако в данном случае нельзя не упо- мянуть, что, по мнению ряда ис- следователей, возможно, в XVI в. монастырь в устье р. Печенги трижды подвергался нападению и дважды сжигался. Несколько удручает почти полное отсутствие «древних» находок в границах исследо- ванного участка. Возможно, они были перемещены во время соз- дания ямы. Также не исключено, что около стены по каким-то причинам отложения бытового характера не накапливались. Предметы в заполнении ямы – это перемешанный материал периода 1940–1990-х гг. В верх- них слоях встречались вещевые реалии второй половины ХХ в.: фрагменты шифера, оскол- ки бутылочных, баночных и оконных стекол, фаянсовой посуды (блюдца и тарелки), «индустриальный металл» – об- ломки предметов, пуговицы от советского солдатского обмун- дирования, резиновое кольцо, крупные кости животных (ко- рова?), фабричные железные гвозди, монета 15 коп. 1961 г. и т.п. Редкие более ранние наход- ки: часть медной декоративной накладки, фрагмент железного подсвечника, маленькие мелкие пластинки слюды и кованые гвозди, которые невозможно датировать определённо. Доказательством того, что заполнение ямы возникло еди- новременно, могут служить не только вышеприведённые стра- тиграфические наблюдения, но и мелкие фрагменты осколков шифера, однообразной фаян- совой посуды и зелёного буты- лочного стекла, встречавшиеся до уровня 70 см от верха. Плита Описывая церковь Рождества Христова в п. Печенга, мы не можем обойти вниманием ка- менную плиту, найденную В.А. Мацак на склоне берега реки и, по преданию, накрывавшую захоронение «убиенной братии» в криптии. На территории европейской части России существуют сле- дующие основные типы камен- ных сооружений над местами погребений: кресты, стенные и намогильные плиты. В поздне- средневековой Руси выделяют две географические зоны их рас- пространения: в областях Пско- ва и Новгорода и тяготеющих к ним земель преимущественно устанавливались монументаль- ные каменные кресты, а в Цен- тральной и Северо-Восточной России – плоские каменные плиты. Последние особенно характерны для монастырских некрополей и связываются с мо- сковской культурной традицией. В центральных районах России профессиональные «резцы ка- менных дел резали на камени наружные слова и золотили и красками наводили гробницу». Печенгская плита сделана из «дикого каменя». Обработка грубая, следы шлифовки отсут- ствуют. По краям видны верти- кальные следы от сверления при выламывании каменного блока – шпуры. На верхней лицевой плоскости нет никаких выбитых изображений и текстов. Выводы В ходе небольших работ 2011 года найден культурный слой начального периода су- ществования обители (XVI в.). По данным радиоуглеродного датирования археологизирован- ные остатки деревянной стены, скорее всего, относятся к мона- стырским строениям, сгорев- шим в 1590 г. Это позволяет вы- двинуть предположение о том, что центр усадьбы Печенгского монастыря в XVI в., вероятно, находился на левом берегу реки около места остатков современ- ной церкви Рождества Христова, а не рядом с устьем р. Княжуха.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz