Под сенью Трифона. 2012 г. №4.

Под сенью Трифона | №4 2012 49 Кольский Север: история и современность Сорокожердьев Владимир Васильевич – писатель-краевед, член Союза писателей России. Часовня в тундре Наталья Гречина в статье «Загадка тундры» («Вечерний Мурманск», но- мер за 18 февраля), сама того не ведая, затронула важный исторический эпи- зод нашего края конца ХVII века - о крещении лопарей (саамов). Ответим на поставленный ею вопрос: кто по- строил часовню в безлюдном месте? В 1680-1681 годах новый кольский воевода стольник Василий Иванович Эверлаков, сменивший П.Г. Чирикова, дважды получал указание о миссио- нерской деятельности, исходившее от царя Федора Алексеевича. В указе говорилось: «В Кольском остроге и в уезде иноверцев и идолопоклонников призывать во благочестивую нашу православную христианскую веру». То, что повеление исходило от госу- даря, а не от патриарха, говорило о политической подоплеке. В то время священники выезжали в тундру примерно раз в год, вместе со сборщиками дани. Большинство лопарей почитали новую и старую веру – поклонялись Христу и исполня- ли языческие обычаи, преклонялись камням-сейдам, деревьям, воде, при- носили им в жертву оленей, рыбу, хлеб, монеты. При притеснении со стороны русских чиновников они, не признавая границы, да ее и не было, могли ухо- дить за рубеж, в «Немецкую землю», то есть в земли, подвластные датским и шведским королям. Датчане, ссылаясь на своего глав- ного историка Саксона Грамматика, считали, что Кольский полуостров и тамошние жители исстари принад- лежат их короне. Шведы выдвигали свои аргументы. Лапландский вопрос дипломатией и силой решался и в XVI, и в XVII веках. Благодаря твердой по- литике российских царей, существова- нию Кольского острога со стрелецким полком мы сохранили от посягатель- ства воинствующих соседей землю, на которой ныне живем. В царском указе говорилось, что- бы не принуждали силой лопарей к крещению, действовали «с любовью и приветом». Эверлаков несколько затянул исполнение указа, мотивируя тем, что летом невозможно к лопарям проехать. Только в половине ноября 1681 года снарядил миссионерский отряд в лице священника соборной Спасской церкви Алексея Симонова и Федора Суслова, жителя кольского посада. Храм Пресвятого Спаса был главенствующим, тогда в Коле еще не было каменной Благовещенской церкви, а 19-главый Воскресенский собор только начали строить. Миссионеры в течение зимы по- сетили следующие лопарские погосты: на востоке июге - Вороненский, Семио- стровский, Ловозерский, Масельский, Екостровский, Бабенский, на западе - Нотозерский, Сонгельский, Пазрецкий, Нявдемский. Миссионеры зачитывали указ, а потом выслушивали лопарей. В первых трех погостах жители призна- вались, что исполняют обряды жерт- воприношений. Пообещали, больше не будут поклоняться духам, вырубили священные деревья и кусты, святые камни разрушили («те свои богомерз- ския жертвища все разорили, а впредь обещались тех своих злых мерзостей не творити»). На этих местах тогда же поставили часовни, в том числе и недалеко от Лявозера, где обитали се- миостровские лопари. Последний раз ее упоминали Архангельские епархиаль- ные ведомости в 1895 году, как Рожде- ственскую часовню, хотя по Симонову там должна быть Собора Богородицы («Адлямолитвыпоставилиони, лопари, часовнюво имяПресвятыя Богородицы честного ея собора»). Случилось это 26 ноября 1681 года. Судя по фотографии в статье Гречиной, часовня действительно со- хранилась «в достаточно приличном состоянии», следовало бы подумать о ее восстановлении. Желательно бы перенести, например, в Ловозеро. Все-таки это значительная реликвия, почти ровесница Успенской церкви в Варзуге - 330 лет! Согласно отчету Алексея Симоно- ва, часовни тогда были поставлены и в остальных погостах маршрута мис- сионеров. В Екостровском (вариант – Йокостровский) построена часовня во имя Благовещения Пресвятой Бо- городицы. Там сейчас ничего нет, но местные краеведы знают историю, раз- работан эскиз часовни-памятника. Есть православная часовня в быв- шем Нявдемском погосте, сейчас это норвежская территория, селение Нейден. Причем, территория частная. Несколько лет назад, проезжая Нейден, чтобы посмотреть, сфотографировать, нам пришлось испрашивать разреше- ние у хозяев земли. Но появилась она не во время Симонова, а позднее. В конце XVII века у нявдемских, как и пазрецких лопарей, была своя церковь – святых Бориса и Глеба на Паз-реке, потому часовен при Симонове в тех погостах не ставили. В 1998 году в №6 «Этнографиче- ского обозрения» (бывший журнал «Советская этнография») историк- саамовед Максим Кучинский впервые опубликовал отчет священника Алек- сея Симонова, поднятый из фондов Российского государственного архива древних актов в Москве. Данного но- мера журнала в нашей областной би- блиотеке нет, но Максим Геннадиевич любезно откликнулся на мою просьбу, предоставив электронный вариант. Странно, что ревдинские краеведы не контактируют с этим интересным историком, проживающим по сосед- ству. Обнаружив в тундре часовню, они пытаются разгадать то, что раз- гадывать не надо. С отчетом Симонова можно озна- комиться также в недавней книге из- вестного специалиста по агиографии Василия Калугина «Житие Трифона Печенгского, просветителя саамов в России и Норвегии», где документ дан в качестве приложения «Забытый памятник русского миссионерства». Калугин прокомментировал его как филолог и историк, не упомянув, прав- да, первого публикатора Кучинского. Как бы то ни было, оба автора сде- лали большое дело, подняв из глубины веков интереснейший факт кольской истории. Наши знания о духовной жизни древних саамов пополнились, мы узнали имя главного строителя и точные даты появления восьми часо- вен на Кольском полуострове.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz