Под сенью Трифона. 2012 г. №4.
Под сенью Трифона | №4 2012 47 Бескозырка – экспонат музея Северного флота. (премьером он стал только 10 ноября) посетил Романов-на- Мурмане и, как мы говорили, курировал сооружение Мурман- ской железной дороги. На другой день Николай II в то же вечернее время (18 часов) принял морского министра Рос- сии адмирала И.К. Григоровича, также участвовавшего 21 сентя- бря 1916 года в закладке нового города и военно-морской базы в Кольском заливе. Встречи царя с этими госу- дарственными деятелями про- должались и в начале 1917 года. В дневнике помечено: «2-го января. «Понедельник... Принял Григоровича...» 14-го января. «Суббота... При- нял... Трепова...» 16-го января. Опять «Принял Григоровича...». Эти два человека бывали на приеме у царя и в феврале 1917 года. О том, что разговоры с ними не могли обойти тему Мурмана, подсказывают три другие дневниковые записи: «20-го января. Пятница. Утром у меня был Кирилл по возвращении из поездки на Мурман и в г. Романов». «27-го января. Пятница... познакомился с инж(енером)- с т р о и т е л ем Му рма н с ко й жел(езной) дор(оги) Горячков- ским». «11-го февраля. Суббота... Принял... гр. Нирода». VI Кто же эти люди и что они могли говорить царю о мурман- ских делах? Великий князь Кирилл Вла- димирович, двоюродный брат царя, адмирал, ездил на Мурман с инспекторской проверкой: удостовериться в боеспособ- ности военно-морского флота, разобраться с жалобами во- енных на гражданские власти, а последних – на морские. А главная задача его заключалась в том, чтобы ускорить разгрузку союзных транспортов и решить ряд вопросов военно-морского сотрудничества по линии Ан- танты. Что же касается другого чело- века, упоминаемого в дневнике царя, – В.В. Горячковского, то о нем у нас полвека ничего не писали. А потом стали харак- теризовать только негативно: постоянный враг рабочих на Мурмане, главный эксплуататор и притеснитель. Именно ему в вину ставилось введение на линии Мурманской железной дороги военного положения. Но, так или иначе, В.В. Го- рячковский не только поддер- жал порядок на тысячекиломе- тровом пространстве стройки, но и сдал в ноябре 1916 года же- лезную дорогу в эксплуатацию. Английская газета «Таймс» тогда писала, что Россия еще оценит в полной мере «желез- ную волю, большие знания и неутомимую энергию главного строителя Мурманской желез- ной дороги, инженера В.В. Го- рячковского». Однако и строи- тели, и эксплуа- т а ционники , и власти, да и сам В.В. Горячковский хорошо понимали, что дорогу надо достраивать, до- водить до конди- ции на ходу. И вот об этом наверня- ка шла речь при встрече царя с Владимиром Васильевичем. И, наконец, несколько слов о графе М.Е. Нироде. Он занимал пост товарища министра импе- раторского двора (зам. министра по нынешней терминологии) и был попечителем (с июля 1916 года) нового поселения на Мурмане. В беседе с журналистами граф М.Е. Нирод тогда пообе- щал соорудить в Кольском за- ливе новый город «в соответ- ствии с последним словом за- падноевропейского городского строительства», где «каждый романовский житель с самого начала уже будет пользоваться всеми благами культуры». В дневнике последнего рус- ского царя в начале 1917 года часто упоминалась фамилия Ден. Вот одна из этих записей: «11-го января. Среда... Обедали: Лили Ден с мужем, кот(орый) приехал с «Варяга» с Мурма- на, Аня и Н.П.». Связи с четой Денов имели давнюю историю – еще с тех пор, когда гвардейский морской офицер А.К. фон Ден командовал императорскими яхтами «Штандарт», «Царевна» и «Александрия». Когда в Японии был вы- куплен «Варяг» (у японцев он звался «Сойя») и встал вопрос о его командире, ответ был уже готов – им будет преданный се- мье Романовых человек, к тому времени уже капитан второго ранга фон Ден-Первый (в рус-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz