Под сенью Трифона. 2012 г. №4.
Под сенью Трифона | №4 2012 45 интересов, как со стороны во- енного ведомства, так и со сто- роны морского. Начинать же с устройства военного порта – ри- скованно и преждевременно». Однако Николай II не оста- вил мысль о более капитальном освоении Мурманского берега, и не только со стороны моря, но и с материка. Об этом говорят книги о Кольском полуострове, приобретенные для император- ской библиотеки, в т.ч. «Лоция Мурманского берега Северного Ледовитого океана от островов Вардё до Белого моря», со- ставленная штабс-капитаном Н.В. Морозовым, «Описание Мурманского побережья» адми- рала А.К. Сиденснера и «Осно- вы гидрологии Европейского Ледовитого океана» ученого- океанолога Н.М. Книповича. Николай II внимательно следил за работой комиссии генерал-лейтенанта Н.П. Пе- трова ( товарищ министра путей сообщения). Особенно убедило царя мнение пред- ставителя министерства фи- нансов П.М. Романова: «Зна- чение Мурмана заключается в его прекрасных природных гаванях, которые лежат у от- крытого океана и всю зиму не замерзают… Учитывая близость Мурман- ского берега к Западной Евро- пе, нельзя не дорожить теми исключительными выгодами, которые он представляет для удовлетворения потребностей нашего мореходства... Проклад- ка рельсового пути на Мурман позволила бы России поддержи- вать круглый год торговые связи с Западной Европой». III Но и на этот раз положи- тельного решения проблем Мурмана не появилось. И тем не менее, как писал профессор И.Ф. Ушаков, «...на имя царя поступали ходатайства и про- екты, в которых обосновывалась необходимость проведения железной дороги в Карелию и далее – до Мурманского по- бережья. Об этом просили Пе- тербургская городская дума, олонецкое и петербургское земства. Архангельский губер- натор А.П. Энгельгардт в своих «всеподданнейших отчетах и представлениях» неоднократно указывал, что строительство железной дороги на Мурман является «делом первостепен- ной государственной важности» и что «только с проведением рельсового пути с открытого Северного океана до Петербурга Мурман получит подобающее ему экономическое и политиче- ское значение». В июне 1902 года Николай II распорядился приступить к строительству железной дороги от Петербурга до Петрозавод- ска, причем выразил «твердую волю» продолжить эту линию далее на север, вплоть до Ба- ренцева моря, чтобы завершить «великий путь России от океана к океану – от Владивостока и Порт-Артура до Архангельска и Мурмана». Но война с Японией и революция 1905 – 1907 годов вновь отодвинули проблему освоения Кольского Севера. И все же нельзя утверждать, что царское правительство и царь ничего не делали в тот период по освоению Кольского полуострова. Приведем лишь некоторые факты. Еще летом 1894 года по пору- чению министерства финансов (а это ведомство лично кури- ровал царь) в районе от Канда- лакши до Колы работала группа изыскателей под руководством Б.А. Риппаса. В 1896 году началась плани- ровка территории под будущий город в Екатерининской бухте. Строились пристань, набереж- ные, дороги. Одновременно Главный мор- ской штаб России получил указание: «Для защиты рос- сийских территориальных вод от вторжения иностранцев по- сылать к берегам Мурмана во- енные корабли». В 1893 году в Баренцевом море патрулировал крейсер «Наездник», в 1894 году – «Вестник», в 1895-м – «Джигит», в 1896-м – «Самоед», а затем патрульное судно, воен- ный транспорт «Бакан». В мае 1899 года по распоря- жению царского правительства из Колы в Екатерининскую гавань перевезли на админи- стративном пароходе «Мурман» имущество и персонал уездного полицейского управления, каз- начейства, больницы и аптеки. 7 июня 1899 года вступили в действие утвержденные Нико- лаем II «Временные правила» по управлению новым городом, который в честь отца царя полу- чил официальное наименование Александровск. Торжественное открытие города назначили на 24 июня 1899 года.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz