Под сенью Трифона. 2012 г. №3.
60 Под сенью Трифона | №3 2012 Кольский Север: история и современность Лоскутов Дмитрий Сергеевич — руководитель проекта возрождения поморского мореплавания «Путь Варлаама». Фото автора на цветном блоке (стр. 36—38) Путем преподобного Варлаама Проект возрождения куль- туры поморского мореплавания «Путь Варлаама» осуществля- ется с 2007 года по благосло- вению игумена Митрофана. Целью проекта является про- хождение части покаянного пути преподобного Варлаама Керетского вокруг Кольского полуострова от Кандалакши до Колы на вёсельной лодке — карбасе 1 . Проект «Путь Варлаама», прежде всего, — это палом- нический поход, движение верующей души к Богу. В па- ломничестве человек Бога ищет и обретает Его, если, конечно, старается. Почему морской? Не зря в древности сложился такой девиз: Navigare nesesse est — «Ходить по морю — не- обходимо». Может быть, это актуально не для всех, но для жителей побережья Коль- ского полуострова, потомков славных поморов, многочис- ленных моряков нашего края — актуально. Мы утратили духовный смысл хождения в море, который хорошо знали наши предки. Почему в море ходить необходимо? Один из стихов Евангелия отвечает на этот вопрос: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя… 2 » — получается, что в море нечистого духа нет! Не зря, наверное, в древности колдунов, шаманов хоронили «за водою» — на островах, чтобы их души не тревожи- ли живущих. У моря был определённый сакральный, мистический смысл, и наши предки это хорошо понимали и использовали. Поморы, в частности. Поморская культура рож- дена братством северных мореплавателей — поморов, где море играло роль «дороги к Богу». Мы все знаем такие поморские поговорки, как: кто в море не хаживал, тот Богу не маливался, ход под пару- сом смиряет и т.д. Поморы воспринимали морскую ра- боту не только (и не столько) как промысловую. Понятно, что они были добытчиками, ловили рыбу и били зверя… Но «море — измена лютая», слишком опасна и тяжела была работа, чтобы относить- ся к ней по-потребительски легкомысленно, уходивший на промысел мог и не вернуться, как на войне. Много поморов погибало, но, тем не менее, они ходили в море, и духов- ный смысл этого хождения от- крыл, как нам представляется, Варлаам Керетский. Подвиг Варлаама был на- столько ярким, что запом- нился на века и, по сути дела, переломил духовную состав- ляющую региона. Стали появ- ляться люди, которые уже от- носились к морю по-другому, и из них стал создаваться определённый народ — по- моры, которых эти тяжёлые условия жизни не сгибали, а закаляли. Витте называл поморов «сталью земли Рус- ской». Современное Беломорье ле- жит в разрухе 3 . На начало ХХ века берег от Кандалакши до Поноя насчитывал шестнад- цать сёл: Кандалакша, Кол- вица, Порья губа, Умба, Куз- река, Оленица, Кашкаранцы, Дмитрий Лоскутов на встрече в Паломническом центре 1. Наш карбас — это, конечно, не точная копия того карбаса, на котором ходил Варлаам, но в поморской тради- ции секреты мастерства передаются, поэтому можно (приближённо) считать, что такой же. Карбас — промыслово-хозяйственная деревянная лодка поморов, обычно (или в дошедшем до нас варианте) мор- ская, грузоподъёмностью от 0,5 — 1 тонны, на 5 человек, вёсельная (2-3 пары вёсел) с парусным (1-2 мачты) шприн- товым вооружением. 2. Евангелие от Луки: гл. 11, ст. 24. 3. Сравнивается сегодняшнее состояние с положением дел на начало ХХ века.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz