Под сенью Трифона. 2012 г. №3.

Под сенью Трифона | №3 2012 59 На уровне полуметра стали хорошо «читаться» контуры могильных ям. В границы шурфа полностью вошли четыре погребения и два — частично. Все погребения ориентированы параллельно существующей стене церкви — по линии северо-восток — юго-запад. Конструкцию гробовищ из-за плохой со- хранности дерева в песчаной почве установить не удалось. Отметим отсутствие желез- ных гвоздей в заполнении могил. Возможно, что их ис- пользование было запрещено. Например, подобная традиция зафиксирована у северных карел, которые скрепление досок гробовин производили с помощью пазов или берестя- ными полосками через специ- альные отверстия. За исключением несохра- нившейся медной заколки в причёске одной женщины, выявленной по следам медных окислов на органике, метал- лические украшения (серьги, кольца и т.п.), детали одежды, обуви и погребальных одея- ний (пряжки, пуговицы и т.п.), сопутствующие керамические изделия («елейницы», чаши), монеты и бытовые предметы в погребениях не выявлены. Скромные находки представ- лены только фрагментами кожаной обуви — специаль- ных похоронных тапочек без подошвы. Кресты-тельники не уда- лось проследить даже в со- стоянии отпечатка окисла, что очень типично для североевро- пейской части России. Обычай помещения крестов в могилы был характерным только для раннего этапа христианизации Руси, а с началом существо- вания регулярной церковной организации он исчезает и появляется снова в XVII в. и окончательно закрепляется только в XVIII в. Примечательно то, что все раскопанные полностью погре- бения принадлежат женщинам. Возможно, ещё в XVIII в. в Варзуге сохранялась древняя православная традиция раз- деления мест захоронений на прицерковном кладбище по полу погребённых, и с север- ной стороны храма хоронили женщин. Небольшой сенсацией было определение одной из погре- бенных «как имеющей ярко выраженный лапоноидный комплекс признаков», т.е. яв- лявшейся чистокровной саа- ми. Археологическим исследо- ванием погребальной культуры поморского населения Терского берега никто ранее специально не занимался. Но мы видим по результатам работ 2011 г., что похоронная традиция варзужан с незначительными отклонени- ями в рамках культурной спец- ифики этногруппы поморов северного побережья Белого моря соответствовала общему православному канону. Кроме шурфа с северной стороны Никольской церкви был расчищен и небольшой участок под престолом в её алтаре. В верхней части грунта находился строительный му- сор, кованые гвозди, фрагменты кухонной керамики и оконной слюды, многочисленные кости животных, птиц и позвонки рыб. Среди индивидуальных находок отметим две монеты, отчеканенные в 1735 г. — по- лушка и деньга, кусок кресаль- ного кремня, фрагмент декора в виде двухрядной спирали и железную копоушку. Были об- наружены остатки установлен- ного вертикально, обгоревшего бревна толщиной 20 см. Ножки престола (деревянные бруски шириной по 12 см) были по- ставлены на не обработанные плоские камни. Остановимся только на одной из важных находок—железной копоушке. Этот предмет туале- та известен с VIII по XVIII в. Использовался как по своему прямому назначению, так и в качестве одного из украшений- подвесок в нагрудном женском наборе. Они обязательно имели петлю для крепления в верхней части и узкую лопаточку — в нижней. Варзужский экземпляр несколько деформирован, один из концов утрачен, сильно кор- розирован. По нашему мнению он очень похож на копоушки, бытовавшие в Приладожье в XI—XIII вв. Крайне значимым пред- ставляется продолжение работ на памятнике с целью увели- чения столь научно ценных материалов, вносящих новую оригинальную информацию по истории православной культу- ры русского населения Бело- морья.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz