Под сенью Трифона. 2012 г. №3.
58 Под сенью Трифона | №3 2012 Кольский Север: история и современность Шахнович Марк Михайлович — кандидат исторических наук, археолог, зав.сектором археологии Национального музея Республики Карелия, г.Петрозаводск. Новые исследования в Варзуге Терский берег Белого моря в период Средневековья—терри- тория активных контактов раз- личных культурно-этнических образований европейского Се- вера. Но на исторической и археологической картах Рос- сийской Лапландии он во мно- гом остаётся «белым пятном». Наши представления об этапах его освоения («колонизации») основываются преимуществен- но на скудных письменных сообщениях и на очень не- значительном наборе археоло- гических артефактов из этого района, которые также не могут внести ясность в многочислен- ные существующие вопросы. Археологи очень эпизодич- но проявляли интерес к поис- ку древностей в с. Варзуга. В основном, начиная с 20-х гг. ХХ в. активные изыскания осу- ществлялись ими в устье реки, около с. Кузомень, где было найдено большое число разнов- ременных памятников. Первые археологические работы на усадьбе Варзуги были прове- дены только в 1969 г. Кольской экспедицией Ленинградского отделения Института археоло- гии АН СССР под руководством Н.Н. Гуриной. В 2009—2010 гг. археологи- ческие изыскания продолжены экспедицией Национального музея Республики Карелия. На левом берегу р. Варзуга было открыто и исследовалось сред- невековое городище-убежище XV в. Одной из целей этих работ на усадьбе с. Варзуга стал поиск новых материалов по проблематике колонизации Восточной Лапландии в период позднего Средневековья. Воз- никновение и последующая история поселения на р. Варзуга рассматриваются как один из эпизодов этой очень малоис- следованной темы. Поэтому продолжение деятельности археологов в этом направле- нии по-прежнему очень акту- ально. Самая древняя церковь с. Варзуга — это храм во имя Святителя Николая Чу- дотворца на левом, первона- чально обжитом берегу реки. По письменным источникам он был построен Соловецким монастырём и впервые освя- щён в марте 1491 г. Последняя его перестройка после пожара датируется 1705 г. Возможно, и ранее конца XV в. в Варзуге была церковь, т.к. в Первой новгородской летописи при описании событий 1419 г. со- общается о «въ Арзуге погост Корельскый». Термин погост подразумевал населённый пункт с церковью, выполняв- ший функции церковного и фискального центра. В середине XVI в. в Вар- зуге стояли уже пять церквей. На левом берегу реки кроме Свято-Никольской ещё храм во имя апостолов Петра и Павла, а на правом—церкви Успения (кончины) Пречистой Божьей матери, «патриаршая» во славу святого покровителя Афанасия Великого и «соловецкая» во имя свв. Зосимы и Савватия. Приходское кладбище на левом берегу занимало боль- шую территорию в центре села между двумя церквя- ми. Верхние надмогильные сооружения (кресты, плиты) были уничтожены в советское время. Во второй половине XIX в. церковный комплекс Петропавловского прихода с. Варзуга дополняли колокольня с семью колоколами, построй- ки 1882 г., и деревянная ограда (1845 г.). В 2011 г. впервые в регионе Северного Беломорья объектом исследования стали культур- ные слоиXVII—XIX вв. в исто- рическом центре села Варзуга. Проведение раскопок 2011 г. было вызвано подготовкой про- екта реставрации Никольской церкви. Ранее археологические работы здесь не проводились. В ходе раскопок были получены материалы для антропологи- ческих исследований и взяты образцы для радиоуглеродного датирования. Это позволило, кроме прояснения ряда вопро- сов по малоизученному этно- генезу терских поморов, также получить археологические и этнографические сведения по погребальной обрядности на- селения данной территории в XVII—XIX вв.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz