Под сенью Трифона. 2012 г. №3.

Под сенью Трифона | №3 2012 55 Кольский Север: история и современность Монах Исидор — архивариус Ново-Валаамского монастыря в Финляндии. Насельник монасты- ря отец Исидор ведет активную работу в монастырском архиве, по просьбе редакции журнала «Под сенью Трифона» отыскивая любые сведения, касающиеся братии Трифоно-Печенгского монастыря и их жизни в Ново-Валаамском монастыре. Сегодня мы публикуем жизнеописание печенгского монаха Акакия из Ново-Валаамского патерика и фотографии, связанные с его жизнью и кончиной. Насельник Трифоно-Печенгского монастыря с 1898 года, уроженецВоло- годской губернии монах Акакий (в миру Андрей Кузнецов), вместе с другими братиями монастыря летом 1944 года оставляетПеченгу, находившуюся в пожаре войны, и переходит в Ново-Валаамский монастырь в Финляндии. Именно здесь немногимранее обосновалась братияВалаамскогомонастыря, по тем же причинам оставившая «дивный остров». С кончиной последнего печенгского монаха отца Акакия завершился финский период в истории Трифоно-Печенгского монастыря. Решиться уйти в монастырь Андрею Кузнецову помогли обстоятельства. В крестьянском хозяйстве, где жил Андрей (бу- дущий отец Акакий), было три брата. Старшего брата призвали в армию, а младший женился на злой женщине. Жить в семье стало тяжело, хотелось уехать прочь из родного дома и деревни. Андрей и ранее думал об уходе в монастырь, и сложившиеся обстоятельства помогли принять окончательное решение. Жела- ние принять постриг укрепила и совершенная им несколько лет назад паломническая поездка в Свято-Троицкую лавру. Осо- бенно запомнились Андрею ис- поведь и причастие в скиту. Так Андрей Кузнецов на- всегда оставил родной дом на берегу реки Ваги в Вологодской губернии и оказался на острове в Белом море в Соловецком мона- стыре. Однако жизнь в большой обители Андрею не нравилась. В монастыре было разделение на классы между братьями, даже хлеб за трапезой надо было про- сить отдельно. Андрею казалось несправедливым, что монастыр- ская братия трудится на суровом и опасном для здоровья острове, в то время как Игумен путешеству- ет в тёплый солнечный Крым. В те времена братия Соловец- кого монастыря восстанавливала основанный преподобным Три- фоном Свято-Троицкий мона- стырь, находящийся в Печенге на берегу Северного Ледовитого океана. Печенгский монастырь был разрушен шведами в Рож- дественскую ночь 1590 г. После этого он стоял в руинах несколь- ко столетий. Монастырь начали возводить заново как духовный центр для лопарей и одновре- менно как один из западных форпостов Российской империи. Андрей Кузнецов перешёл из Соловецкого в Печенгский мо- настырь в 1898 году. Там в 1913 году он принял постриг с именем Акакий, в честь святителя Ака- кия, епископа Мальтийского. В начале века, во время прав- ления архимандрита Ионафана, в Печенгском монастыре был оживлённый период строитель- ства. За двадцать лет вся обитель была отстроена заново, несмотря на суровый климат и другие трудности. Монастырь стал по- мимо духовного также одним из Монах Исидор Валаамский Патерик: старец Акакий (1873-1984) культурных центров на далёком се- вере. В монастыре была даже своя электростанция, работали почта и телеграф. В обители монах Акакий нёс послушание конюха. Территорию, на которой нахо- дился Печенгский монастырь, после заключённого в 1920 году Тартуского мирного договора, присоединили к Финляндии. Закрытие границы на востоке вскоре привело к упадку подвижничества в основанном пре- подобным Трифоном монастыре. Отец Иакинф, назначенный новым игуменом Печенгского монасты- ря, пытался поддержать дух под- вижничества среди братии. Так монастырь жил тихой уединённой жизнью вплоть до начала Зимней войны (30.11.1939 — 13.03.1940), когда монахи оказались пленниками Советского Союза. Всё же инокам, за исключением игумена Паисия и смотрителя электростанции, уда- лось вернуться в обитель. Во время Войны-продолжения (25.06.1941 — 19.09.1944) военные действия на территории монастыря сильно нарушали течение спокойной мона- стырской жизни. В 1944 г. последние монахи приняли решение переехать в Хейнавеси к братии Валаамского монастыря. Так отец Акакий на по- следних десятках лет жизни стал насельником Нового Валаама.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz