Под сенью Трифона. 2012 г. №3.

50 Под сенью Трифона | №3 2012 типов изданий, как журнал, газета, даже плакат (т. е. любой носитель информации), то в инвентарную опись следовало бы включать и количество всех подобных носи- телей информации, в том числе наглядных пособий для учащихся церковноприходских монастырских школ. В монастырской библиотеке проводились чтения по 54 темам, а число относящихся к нимкартин на- считывало 749 экз. Отчасти все это приобреталось монастырем на свои средства, отчасти жертвовалось в пользу обители разными лицами. По отзывам гостей монастыря, у многих трудников они видели книги духовно-нравственного и истори- ческого содержания, которые те брали для чтения в монастырской библиотеке. В случае учета этих источников библиотечный фонд монастыря фактически превышал указанную цифру в 2000 экз. В 1911 г. была составлена новая опись, в которую вошли все из- менения, происшедшие в составе библиотечного фонда Печенгского монастыря за период с 1888 по 1911 гг. в годы игуменства архимандрита Ионафана. Следующий источник сведений о библиотеке — отчет инспектора- попечителя монастырей Финлян- дии о результатах чрезвычайной проверки Печенгского монастыря, проведенной в период с 20.01.1941 по 04.02.1941 г. по предписанию Церковного управления. Проверку проводил инспектор монастырей о. Исаакий. Документ написан на финском языке. В первом разделе отчета, по- священного Верхнему монастырю (Юля-Луостари), имеется подраз- дел, характеризующий состояние библиотечного фонда. Дано сум- марное описание, систематизиро- ванное по названиям, в порядке значимости книг в монастыре, начиная с богословских книг. При- водим фрагмент отчета. «1.4. Библиотека. Библиотека содержит в со- вокупности около 1 772 томов, разделенных на две группы, одна из которых составляла список старый, а другая — новый, допол- нительный; также были указаны книги, не внесенные в списки. Все вместе они составляли семь следующих отделов: 1. Богослужебные книги — 18 экз. 2. Библии и Новый Завет — 42 экз. 3. Богослужебные книги (из доп. списка) —159 экз. 4. Труды св. Отцов — 93 экз. 5. Исторические — 240 экз. 6. Проповеди и др. (наставле- ния, назидания, дидактика) —293 экз. 7. Книги по общей истории и разнообразная светская литерату- ра — 65 экз. Кроме того, религи- озные церковные журналы, под- писные издания и разрозненные тома — 262 экз.» На Руси всякое просвещение начиналось со Священного Пи- сания. В школах читали Апостол, Часослов, Псалтырь. Псалтырь была самой популярной книгой для домашнего чтения. Широко было распространено и Еванге- лие. Для церковных нужд издава- ли сборник церковных служб — Служебную Минею, содержание которой было распределено по месяцам. «Полный круг» состав- ляли 12 томов. В обязательный минимум богослужебных книг входили также: Триодь постная (служба Великого Поста), Триодь цветная (служба от Пасхи до не- дели Всех Святых); требники (тек- сты таинств Крещения, Венчания, Исповеди и т. д., молитвословия на разные нужды); Служебники (тексты, произносимые священни- ком и диаконом при совершении суточного круга богослужения); Октоихи (осмогласники—тексты недельного круга богослуже- ний). Помимо них нужны были книги: Ирмологий (Ирмологион — сборник для певчих), Обиход (нотная книга), Акафистник (гим- нографический сборник); а также предназначенный для домашней молитвы Канонник (утренние и вечерние молитвы, последование к причащению). Книги всех этих наимено- ваний представлены в обеих описях (1888, 1896 г.), а также в описи 1658 г. Агиографическая литература распределялась по календарному принципу. Жития святых в краткой форме входили в состав так называемых Прологов. Прологи — сборники (как прави- ло, двухтомные) кратких Житий православных святых как грече- ских, так и славянских, и особенно русских. Входили в Прологи также сказания, повести, поучения, рав- номерно распределенные по всем 366 дням древнерусского года. По сути дела Прологи представляли собой прообраз энциклопеди- ческих словарей типа «Кто есть кто», давая при этом читателям и элементарные исторические и географические сведения. Печат- ные Прологи появились в России только в XVII в. Всего известно 8 изданий, все они выпущены мо- сковским Печатным двором. Среди книг библиотеки Пе- ченгского монастыря значатся 2 Пролога рукописных в описи 1658 г. и 4 тома Пролога, вос- ходящие к преподобному Трифону Печенгскому, внесенные в опись 1888 года (№ п/п 13,14,15,16 1-го отдела), писанные полууставом в XIV или XV в. Представлены в описях и от- дельные описания жизни святых, не включенные в Прологи, но ши- роко распространенные: рассказы об Иоанне Златоусте (и его произ- ведения), о Николае Чудотворце и других. Источники комплектования книжных фондов монастырских библиотек были типичными для всех обителей: 1) переписка книг своей оби- тели, книг частных лиц и других монастырей; 2) вклады и пожертвования представителей духовенства и монахов, состоятельных людей, имевших частные собрания книг (князей, бояр, торговцев и др. дарителей); 3) переписка, перевод и привоз книг из-за границы. (См. записи в описи о вкладчиках, дарителях и «повелителях»). Нередко по требованию царей и высшего духовенства библиотеч- ные книги передавались из одного монастыря в другой. Иногда в по- рядке обмена книги пересылались для чтения и переписки из одной библиотеки в другую по догово- ренности. Обменный фонд имелся в каждой библиотеке. Один из примеров: отправляясь в 1886 г. на возобновление Печенгской оби- тели, соловецкие монахи помимо прочих грузов привезли с собой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz