Под сенью Трифона. 2012 г. №3.

Под сенью Трифона | №3 2012 49 Кольский Север: история и современность Мацак (Сокурова) Вероника Александровна — директор Печенгского историко-краеведческого музея (пос. Никель), автор монографии «ПЕЧЕНГА. Опыт краеведческой энциклопедии». Втечениешестнадцати летавтор статьиизучаламатериалыпо истории Печенгской обители, работая в отечественных и зарубежных архивах и книго- хранилищах. В частности, изучен архив Трифонов Печенгского монастыря в фондах ГлавногоЦерковного управленияФинляндии (для чего необходимо было выучитьфинский язык). Копии документов архива, ныне находящиеся в России, могут представлять интерес как для исследователей истории монастыря, так и для всех, кто изучает историю и культуру края, развитие системы об- разования на Кольском Севере. Данная статья представляет собой аналитический обзор не сохранив- шегося книжного собрания библиотеки Трифоно-Печенгского монастыря по инвентарнымОписям 1888 и 1896 г.г., хранящимся в архиве Церковного Управ- ления Финляндии. Впервые описи становятся объектом исследования. Помимо этого в хронологическом порядке прослеживаются различные источники, содержащие сведения разных лет о книжном фонде Печенгской обители. К сожалению, мы не имеем информации о собрании книг в Свято-Троицком монастыре на Печенге ни в ранний период его существования, ни в более поздний — вплоть до второй половины XVII в. Однако не подлежит сомнению, что форми- рование книжного фонда обители началось в первые же годы после её основания. До 1682 г. (за ис- ключением короткого периода) северные монастыри входили в Новгородскую епархию и имели с ней тесные связи. С первой половины XVI в. епархия имела одно из самых богатых книжных собраний на Руси, и, вероятно, именно в её функции входило обеспечение вновь основанных обителей предметами церковного обихода и богослужебной лите- ратурой. Наиболее ранние известные нам сведения о книжном фонде Печенгского монастыря относятся к 1658 г. и содержатся в списке с «ПереписнойросписиПеченгского монастыря что в Колском остроге» от 17 августа 1658 года, которая, очевидно, была составлена в связи с припиской в 1658 году Печенг- ского монастыря к Крестному монастырю. Архив Печенгской обители был перемещен на остров Кий и возвращен обратно только после 1686 г. В 1701 г. Печенгский монастырь был приписан уже кХолмогорскому Архиерейскому дому, куда, возмож- но, была перевезена и большая часть его архива. Есть основания предпо- лагать, что вместе с архивом, в его составе, передавался и фонд редкой рукописной и первопечатной книги. О судьбе архива после упразднения в 1764 г. Кольско-Печенгского мона- стыря ничего не известно. Сохранившаяся опись 1888 г. книг библиотеки Трифонов Печенг- ского монастыря была составлена в первые годы его возобновления в конце XIX века при игумене Ни- кандре. Следующая сохранившаясяопись библиотеки (дополнительная) со- ставлена в 1896 г. Будущий настоя- тельмонастыря иеромонахИонафан прибылнаПеченгу в 1889 г. Вступив в должность игумена, он предпри- нял активные действия по вос- созданию монастырского архива и пополнению библиотечного фонда. Большую часть воссозданного им архива составляли копии списков с царских грамот, снятые в Соло- вецком монастыре, в Архангельске и в Москве. В период с 1891 по 1896 гг. в Верхнем монастыре был построен новый трехпрестольный Сретен- ский храм с колокольней, ризницей и помещением для библиотеки, а за- тем—здание монастырскойшколы, Трифоно-Печенгский монастырь. Обзор книжного собрания библиотеки где формировалась своя библиоте- ка, имелся читальный зал с фондом диапозитивов, комплектов картин и других наглядных пособий. По- мимо потребностей монастыря в богослужебных книгах, в литера- туре религиозно-философского, духовно-нравственного содержания была необходимость в пополнении фонда библиотеки учебной, истори- ческой и светской литературой, по- собиями для обеспечения учебного процесса в церковно-приходских школах, которые содержались на средства монастыря. Очевидно, перепись книг би- блиотеки в 1896 г. была связана с перемещением их в новое храни- лище. В это время принято говорить о существовании двух библиотек в монастыре: собственно монастыр- ской, куда входили поступающие разными путями книги, а также келейные собрания книг и так на- зываемые «выморочные книги» (поступавшие в фонд библиотеки после смерти монаха). Вторая библиотека — школьная, для на- родных чтений, главным образом из произведений великих русских писателей. Общий фонд обеих библио- тек монастыря насчитывал более 2000 экз. Если трактовать понятие «книга» в широком смысле, с вклю- чением таких родственных книге

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz