Под сенью Трифона. 2012 г. №3.
44 Под сенью Трифона | №3 2012 Рабочие, в основном русские, распределялись так: 60% — зем- лекопы, 20% — плотники и 20% — вспомогательные рабочие. Первые военнопленные при- были на стройку в 1915 г. — более 10 тыс. человек. В 1916 г. их число увеличилось еще на 25 тыс. Общее число военнопленных на стройке, по Е.Ф. Разину, составляло 35 тыс. человек, поМ.В. Оськину—40 тыс., по Р. Нахтигалю—около 50 тыс. Не- мецкий военный историкКарл Руеф говорил о 70 тысячах военноплен- ных и утверждал, что на каждом километре железнодорожной колеи лежит 17 покойников. В самой первой книге о Мур- манской железной дороге число военнопленных к 1 сентября 1916 г. определялось в 25 тыс. И.Ф. Ушаков в «Кольской земле» называет число военнопленных на строительстве дороги на 1 марта 1916 г. — 4822 человека. Рабочая сила обычно прибывала на дорогу поэтапно. Добирались будущие строители до места работ по-разному: на южный участок (от Петрозаводска до Сороки) пешком, в район Кеми и Кандалакши на пароходах через Архангельск, а на самый северный участок — через Финляндию (Рованиеми) и Нор- вегию (Нарвик). В среднем на до- ставку рабочей силы требовалось две недели. Рабочих рук не хватало, и в 1916 г. завезли около 10 тысяч китайцев, хорошо зарекомендовавших себя на сооружении Транссибирской железной дороги. Все прибывшие вольнонаемные получали вместо своих личных документов особые жетоны. Один из таких жетонов, за номером 102344, хранится в Мур- манском краеведческом музее. Таким образом, «в конце лета 1916 года на линии… имелись следующие категории рабочих: а) вольнонаемные русские рабо- чие; б) вольнонаемные рабочие- финляндцы; в) военнопленные австро-венгерского и германского подданств; г) китайцы и манч- журы, вывезенные с Дальнего Востока». Кроме того, на стройке Мурманской железной дороги были заняты две тысячи киргизов (казахов) из Семипалатинской области, около 1500 «девиц из среднерусских губерний» и «не- значительное количество срочных арестантов». Были использованы на «Мур- манке» и железнодорожные во- йска. Один сводный батальон прибыл в мае 1916 г. другой — в конце августа. Эти части специ- альных войск были использованы, во-первых, для замещения низше- го персонала службы временного движения, тяги, телеграфа, пути, а затем и для строительных работ в качестве кадров инструкторов и квалифицированных рабочих. По имеющимся у нас данным, в этих подразделениях было до двух ты- сяч человек. Помере завершения строитель- ства росло число специалистов- железнодорожников: появились машинисты и кочегары парово- зов, сцепщики вагонов и стре- лочники, станционный персонал. В конце 1916 г. на момент сдачи Мурманской железной дороги в эксплуатацию на ней работали 1869 человек на линии и 524 — в управлении работ. Условия труда и жизни строителей I Строительство Мурманской железной дороги велось в мало- обжитом регионе России, к тому же в условиях мировой войны. Аборигены Приполярья, лопари и поморы, настороженно относи- лись к пришельцам, ибо они при- несли в край беспокойнуюжизнь, воровство, насилие. Кроме того, «привлечение больших рабочих масс в безлюдный край с суровым климатом не могло не обойтись без протестов рабочих и рабочих волнений… Первая партия рабо- чих, прибывшая, например, в Кан- далакшу для устройства рабочих бараков, самовольно покинула работы под предлогом отсутствия для них жилищ, для постройки которых они и были присланы». Пока не было бараков, зем- лекопы и другие рабочие жили в землянках, сараях, под навеса- ми, в лучшем случае в палатках, разумеется, без элементарных удобств. И так было не только в начале строительства, но и в 1916 г. Архангельский губернатор С.Д. Бибиков в своем отчете о результатах осмотра Мурманской железной дороги в июле 1916 г. писал: «Большинство бараков, выстроенных в минувшем году, не отвечают в гигиеническом и санитарном отношении условиям сурового северного климата, носят характер летних бараков без стен, черных полов, окон и вдобавок без всякого соблюдения законов о ку- батуре. Эти бараки, изображая из себя крышу, поставленную прямо на землю, недопустимы в мест- ности, представляющей сплошное болото. Жилища изобилуют тара- канами, клопами и вшами… По всей линии ощущается крайний недостаток бань, и неред- ко рабочим приходится проходить в баню верст 10-12… Большин- ство рабочих, а особенно в зимнее время, не посещают их и остаются в грязи по несколько месяцев… Редко где имеются достаточные запасы белья, матрацев, обуви, одежды, и со всех сторон посту- пают заявления рабочих о том, что они плохо одеты и обуты…». Военнопленные на строительстве Мурманской ж.д. Австрийские военнопленные у жилого барака
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz