Под сенью Трифона. 2012 г. №3.
42 Под сенью Трифона | №3 2012 графович Соловьев в 1959 г. в газете «Полярная правда» писал: «1 января 1915 года автор этих строк, инженер путей сообщения, получил задание осмотреть район для строительства железной дороги от Кеми к незамер- зающему морюи найти подходящее место для порта… На месте будущего порта не было никаких построек. Только на отмели стояла выброшенная при- ливом полуразвалившаяся баржа, ставшая нашим временным при- станищем. Начальной датой возникновения города можно было бы считать 6 марта 1915 года, когда на берегу, около намеченной пристани, был поставлен деревянный столб, обо- значивший самую северную точку новой железной дороги». П.Е Соловьев в той же статье писал, что они предлагали назвать будущий город Мурманском, пото- му что на картах побережье называ- лось Мурманским, но в Петрограде решили, что для будущего порта больше подойдет имя Романов-на- Мурмане. Основные изыскательские рабо- тына линиижелезнойдорогикМур- ману были проведены в рекордные сроки, и в первой половине 1915 г. на всех участках «Мурманки» на- чались строительные работы. О сроках возведения дороги и об уточнении ряда дат I Изыскания на линии железной дороги от Петербурга до неза- мерзающего Баренцева моря шли несколько десятилетий. Онеобходи- мости дороги к Мурманску писали адмиралы А.К. Сиденснер и В.Ф. Дубасов, ученые К.М. Дерюгин, Л.Л. Брейтфус и Н.М. Книпович, губернаторы Энгельгардт и Ба- ранов. Но все эти предложения к практической реализации так и не были сразу приняты. И только Первая мировая война ускорила решение вопроса (как говорится, русские и на этот раз долго—более четырех десятилетий — «запрягали», но ехать пришлось быстро). Осенью 1914 г. на Мурман при- была «организованная партия тех- ников для производства железно- дорожных изысканий» на участке Александровск-Кола. Им было поручено выяснить пригодность Кольской губы для порта и оконча- тельно определить место «выхода» к океану Мурманской железной дороги. На все работы отводилось всего три недели… В интервью газете «Архан- гельск» в 1914 г. инженер Н.Б. Емельянов рассказал, что принято решение вывестижелезнуюдорогу к городу Коле, а затем довести ее строительство до Александровска. И тут же, на следующей стра- ничке архангельские историки добавляли: «Решение о выделении первого кредита на строительство Мурманской железной дороги состоялось 10 февраля 1915 г. Вскоре по всей многоверстной трассе Мурманской железной до- роги развернулись грандиозные по своим масштабам работы, для выполнения которых были привле- чены большие людские ресурсы». Об этом в свое время писал и И.Ф. Ушаков, уточняя, что средства на сооружение северного участка до- роги (Кандалакша — Семеново) были выделены 16 мая 1915 г. Из последних исследователей проблемы о сроках сооружения «Мурманки» надо упомянуть карельского историка М.Ю. Дан- кова, который в 2011 г. писал: «…11 октября 1914 г. стартовой точкой железнодорожного пути в Арктику избрали Петрозаводск». Кстати говоря, у Данкова мы об- наружили и новую дату окончания строительства «Мурманки» — 9 февраля 1917 г. II Управление по постройкеМур- манской железной дороги, отчи- тываясь о проделанной работе, 15 ноября 1916 г. так определяло сроки сооружения дороги: «Бес- примерная в истории железнодо- рожного строительства скорость постройкиМурманской железной дороги доказывается следующи- ми датами начала постройки и окончания укладки рельсового пути отдельных ее частей: Петрозаводск—Сорока—356 верст—март 1915 г. —17 декабря 1915 г. Кандалакша—Мурман —260 верст— июнь 1915 г. —23 апреля 1916 г. Сорока — Кандалакша — 371 верста — сентябрь 1915 г. — 3 ноября 1916 г. Вся Мурманская ж.д. — 987 верст — март 1915 г. — ноябрь 1916 г. ». Что касается конца стройки, то это почти истина, а вот относи- тельно «первой лопаты земли», то это или опечатка, или ошибка. На каждом из десяти участков строительства были свои климати- ческие условия, свои планы и свои сроки. Да и до «первой лопаты земли» для сооружения железно- дорожной насыпи надо было по- строить хоть какое-то жилье для рабочих, склады и проч. Многое зависело и от подъездных путей, на северный участок (от Колы до Кандалакши), например, добира- лись морским путем. В.А. Хабаров в книге «Маги- страль» уточнил время прибы- тия первой партии землекопов в Семеновскую бухту: «В начале апреля 1915 г. из Пензенской (и не только. —А.К.) губернии через Норвегию в Колу прибыла первая партия рабочих в несколько сот человек. Так возникло первое по- селение рабочих-землекопов на месте будущего Мурманска. В том же году поселок получил на- звание Семеново и образовались три самостоятельные единицы: портостройка, железнодорожный поселок и базстройка». Когда я рецензировал книгу В.А. Хабарова, я указывал авто- ру на некоторые неточности. В частности о том, что базстройка возникла в следующем, 1916 г. и что среди завербованных земле- копов были не только пензенские мужики, но и нижегородские, рязанские, вологодские и др. На строительстве Мурманской ж.д.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz