Под сенью Трифона. 2012 г. №3.

Под сенью Трифона | №3 2012 41 Кольский Север: история и современность К100-летиюМурманска иМурманской железной дороги Киселев Алексей Алексеевич — доктор исторических наук, профессор, почетный гражданин города-героя Мурманска. Голикова Нина Владимировна. Столетие города Мурманска (1916—2016 гг.) стало объектом государственного внимания — факт сам по себе весьма значимый, как с позиций настоящего, так и прошлого, да и будущего тоже. Одно дело — 1150-летний юбилей Российской государственности, многовековой юбилей Москвы, трехсотлетие Санкт-Петербурга или 400-летие Архангельска, но го- ворить о 100-летии (всего 100 лет!) Мурманска — это особая тема для размышлений. Правительство Российской Фе- дерацииприняло решение достойно отметить этот юбилей, и мы, мур- манчане, должны гордиться этим. Всего 100 лет городу — и такое признание его заслуг на Мурмане, заслуг его жителей, это оценка его вклада в общероссийскуюисторию, это надежда и уверенность в буду- щем Кольского Севера. Но Мурманск стал таковым, какой он сейчас, благодаря многим факторам и в силу целого ряда обстоятельств, в том числе и не- обходимости для России укреплять свои северные рубежи. Время его появления именно в начале ХХ века вполне закономерно, как за- кономерно и необходимо было решение о строительствеМурман- ской железной дороги от Санкт- Петербурга и Петрозаводска до Северного Ледовитого океана. Несмотря на огромную ис- точниковую базу, на наличие обширной литературы (после первой книги об этой магистрали, изданной в год окончания ее строи- тельства — в 1916 г., в течение века появились десятки других монографий и сотни статей), в истории Мурманской железной дороги немало белых пятен. И еще больше —неточностей, неяс- ностей, различных толкований по одному и тому же вопросу. Необ- ходимо что-то уяснить, уточнить, может быть, устранить ошибки, высказать свою точку зрения по некоторым проблемам. О первых изысканиях и планах сооружения дороги I Вопрос о железнодорожных транспортных путях на Евро- пейском Севере России возник в последней трети XIX века, в пору промышленного подъема. Появля- ются различные проекты, отправ- ляются изыскательские партии. Летом 1894 г. Мурман посе- тил министр финансов России С.Ю. Витте. Он докладывал царю Александру III о возможности соединения «внутренней России с севером двухколейнымжелезно- дорожным путем». Причем конеч- ным пунктом этой дороги должен был стать новый (вместо Колы) уездный центр — будущий город Александровск. Но ни докладу С.Ю. Витте, ни итогам изысканий инженера Романова, проведенным в 1895 г., хода так и не дали. А тут наступил ХХ век, разразилась русско-японская война, пришла революция 1905—1907 гг. И о тихом, спящем вековым сном Мур- мане забыли. Но особая Комиссия по ис- следованию железнодорожного строительства в России при со- ставлении плана на 1912—1917 гг. все же внесла сооружение железной дороги Петербург-Петрозаводск- Кемь-Кола в свои наметки. И, на- конец, в июне 1914 г. было образо- вано Управление по строительству Мурманской железной дороги во главе с Владимиром Васильевичем Горячковским. К этому времени в основномбыла уже построена доро- га до Петрозаводска (384 версты) и реальнее стали планы сооружения дороги на Мурман. II Окончательное решение о по- стройке «Мурманки» было при- нято 1 января 1915 г. В этот день император Николай II на пред- ставлении Совета Министров от 5 декабря 1914 г. о сооружении дороги Петрозаводск-Сорокская бухта наложил резолюцию: «Счи- таю безусловно необходимым в будущем продолжение этой линии на север до одной из лучших бухт Мурманского побережья». Как ви- дите, царь не утвердил окончатель- ной северной точки строительства, хотя в предварительных документах фигурировали и Александровск, и Териберка, и даже Рыбачий (но в конце концов конечным пунктом дороги была избрана Семенов- ская бухта, в 11 верстах севернее Колы). Причем с самого начала под- разумевалось, что железная дорога на Мурман должна сомкнуться с морским путем, выйти к торговому порту. России был необходим неза- мерзающий морской путь в Европу, к союзникам по войне. Один из первопроходцев линии Кандалакша—Мурманск Петр Ев- «Мурманка»: стройка века!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz