Под сенью Трифона. 2011 г. №2.

Под сенью Трифона | №2 2011 59 Введение Цельюданнойработыявляется систематизация и обобщение сведений о право славных церквях Мурманска и Колы. Актуальность исследования для нас была очевидна. Роль православия в истории России велика и неоспорима. Именно принятие христианства способ- ствовало объединению Руси, сыграло важную роль в развитии культуры, письменности, духов- ной жизни народа. Вся жизнь россиянина от рождения до смерти была неразрывно связана с церковью. К сожалению, долгие годы ре- лигия в нашей стране была чуть ли не под запретом, но наш на- род пережил это время. Восста- навливаются старые и строятся новые храмы, проводятся богос- лужения. Многие обращаются к религии как к духовной опоре. Православие всегда учило добру, милосердию, гуманизму и спра- ведливости — всем тем идеалам, которые так близки нашей душе, нашему национальному самосо- знанию. Сейчас много говорят о духовном возрождении нашего народа, но оно невозможно без возрождения православия как неотъемлемой части нашей куль- туры, истории, морали. Практическую значимость и важность работы подтвердил архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон в личной с ним беседе, который благосло- вил нас на этот труд. Глава 1. О б з о р и м е ю щ и х с я источников по теме. Перед началом поисково- исследовательской работы нам было необходимо узнать пере- чень всех святых мест Мурман- ска и Колы. Такую информацию мы нашли в библиотеке под- ворья Трифонов Печенгского монастыря в специальном бу- клете «Православные храмы Кольского Севера», изданном в 2007 году Паломническим отделом Мурманской и Мон- чегорской Епархии «Под сенью Трифона». При общении со служителями церквей мы вы- яснили, что в некоторых храмах фиксируется информация об истории их возникновения и имеющихся в них святынях. В 2008 году паломническая служба «Под сенью Трифона» выпустила фильм «По святым местам Кольского Севера», в котором рассказывается о не- которых храмах Мурманской области, а также о храмах Мурманска. Фильм кратко зна- комит зрителя с действующими храмами города. Кроме того, паломническая служба провела для нас экскурсию «Мурманск православный». Некоторые материалы мы получили с помощьюИнтернет ресурсов. Так были найдены данные о Свято-Никольском кафедральном соборе и при- писной к нему церкви препо- добного Трифона Печенгского, церкви Всех святых, Введен- ском храме, о храмах, располо- женных на территории Мур- манского подворья Трифонов Печенгского монастыря. В 2005 году вышел альбомфотографий «Мурман православный», по- свящённый 10-летию со дня образования Мурманской и Мончегорской Епархии. В краеведческом отделе Мурманской областной науч- ной библиотеки нет система- тизации данных о мурманских и кольских православных свя- тынях, поэтому поиск инфор- мации затруднён и занимает много времени. Проанализировав имеющие- ся по данной теме источники, мы не нашли чёткой и исчер- пывающей информации обо всех святых местах Мурманска и Колы, что утвердило нас в мысли об актуальности нашего исследования и необходимости поиска недостающих сведений и систематизации всех данных в единый и доступный для го- рожан источник. Глава 2. Храмы Мурманска и Колы. История возникновения пра- вославных храмов такова. В обычном жилом доме, но в осо- бой горнице, «большой, устлан- ной, готовой» (Мк. 14, 15; Лк. 22, 12), состоялась Тайная вечеря Господа Иисуса Христа со Своими учениками. Здесь Христос Сам совершил пер- вую Божественную литургию — таинство претворения хлеба и вина в Свои Тело и Кровь и долго беседовал за трапезой о тайнах Церкви и Царства Небесного. При этом Господь заповедовал «творить сие» и впредь — то есть совершать то же и так же, в Его воспомина- ние. Так было положено начало христианского храма — особо устроенного помещения для молитвенных собраний, бого- общения, совершения таинств и богослужения — того, что в развитых, достигших расцвета формах мы сегодня видим в на- ших православных храмах. Гонения на христиан в пер- вые века от Рождества Христова заставляли их искать иные места для собраний и богослужений. Такими местами стали катаком- бы — обширные подземелья в Древнем Риме и других городах Римской империи, служившие христианам убежищем от пре- следований, местом богослуже- ний и погребений. В 313 году император Кон- стантин I Великий объявил свободу вероисповедания по всей Римской империи. Хри- стиане, выйдя из катакомб, стали строить храмы. За основу своих молитвенных сооруже-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz