Под сенью Трифона. 2011 г. №2.

Под сенью Трифона | №2 2011 53 ные показатели в нашей стране стремительно ухудшаются, ре- формы призванные это решить на данном этапе не справляются с поставленной целью. Все это никоим образом не говорит об отсутствии проблем в социаль- ной деятельности Церкви, нам не должно идеализировать исто- рию. Нужно видеть качественное содержание и опыт социальной работы Церкви и социальную работу в современной России и анализировать их различие. Мы должны не отбрасывать опыт поколений, заменяя его на чуждые нашему менталитету технологии, а интегрировать его в существующую модель. Печенгский монастырь имеет богатую историю. На протяже- нии своего существования он претерпел множество событий. Нелегким было его основание преподобным Трифоном, кото- рый вложил огромные усилия для того, чтобы русское право- славие зародилось на Кольском севере. Монастырь пережил тра- гическое разорение в 1590 году; пережил упразднение в 1764 году (по закону о секуляризации церкви, принятым правитель- ством Екатерины II); он пережил годы гражданской войны и со- ветской власти. Несмотря на это, монастырь всегда, по мере своих возможностей, помогал всякому нуждающемуся. Так было еще при жизни его основателя, так было до и после революции. Наиболее ярким периодом развития социальной деятель- ности монастыря считается конец XIX — начало XX века. В те годы настоятелем был отец Ионафан и именно благодаря его усилиям Трифоно-Печенгский монастырь стал возрождать- ся. В этот период монастырь осуществлял различные виды социальной деятельности. Наи- более существенными из них можно выделить культурно- просветительскую и строитель- ную деятельность. Культурно- просветительская деятельность 1. Церковно-приходская школа в колонии Баркино Образование является важ- нейшим аспектом формиро- вания человека. В широком смысле слова, образование — это процесс формирования ума, характера или физических спо- собностей личности. Большое внимание такому необходи- мому аспекту жизни человека уделял Трифоно-Печенгский монастырь. Так в 1893 году в память о чудесном спасении Императора Александра III и его семьи на средства монастыря была осно- вана и содержалась церковно- приходская школа, находивша- яся на монастырском подворье в колонии Баркино, в которой велось обучение детей колони- стов. Она относилась к числу лучших церковно-приходских школ на Кольском полуострове. Монастырь обеспечивал поме- щение для школы, отопление, освещение, учебные книги и пособия, трапезу для учите- ля. Попечители Баркинской школы видели цели обучения и воспитания учеников в фор- мировании верноподданных и одновременно глубоко верую- щих граждан. На содержание школы мо- настырь расходовал до 500 рублей в год, благодаря чему она была хорошо обеспечена учебными принадлежностями и пособиями. В 1894 году в ней насчитывалось 521 эк- земпляр учебников и книг для внеклассного чтения. Имелись географические карты, сче- ты, картины, прописи букв. В классной комнате площадью 21,2 квадратных метра стоя- ли 6 длинных парт, книжный шкаф, стол и стул для учителя, на стенах висели доска, икона и царский портрет. В школе, имевшей пона- чалу два отделения, старшее и младшее, на 1894 год чис- лилось 2 преподавателя и 18 учеников. В первое время в Баркинскую школу принимали только мальчиков, позже стали учиться и девочки. К 1898 году число учащихся выросло до 27 человек и добавилось еще одно отделение — среднее. 1 ноября 1907 года Бар- кинская церковноприходская школа была преобразована в одноклассное сельское учили- ще Министерства народного просвещения. Постройка зданий для учи- лищ шла с большими трудно- стями, выделенных средств не хватало, и достраивать здания монастырю пришлось за свой счет. С преобразованием Бар- кинской школы в училище и переходом его в ведение Ми- нистерства народного просве- щения монастырь не оставлял попечения о своем детище. Так, весной 1914 года отец Иона- фан приглашался возглавить экзаменационную комиссию в училище. 2. Монастырская школа В самом монастыре, также на монастырские средства, с января 1903 года существовала другая школа, возникшая по мысли отца Ионафана. В этой школе, находившейся в мона-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz