Под сенью Трифона. 2011 г. №2.

50 Под сенью Трифона | №2 2011 Кольский Север: история и современность Социальная деятельность Трифонов Печенгского монастыря в конце XIX – начале XX веков Горнаев Максим — студент Российского социального государственного университета (Мурманский филиал). Данная работа написана в развитие обсуждения на Круглом столе, состоявшемся в апреле 2011 года в Паломническом центре с участием профессорско-преподавательского состава и студентов Мурманских университетов, темы: «Разнообразие форм и методов работы Паломнического цен- тра. Социальная работа — перспективы и взаимодействие». На Круглом столе Максим Горнаев в соавторстве с Павлом Горушкиным представили работу «Православие и социальная работа». В публикуемом труде Максим освещает практическое во- площение этого аспекта деятельности Православной Церкви на примере Трифоно-Печенгского монастыря (1886 - 1944 гг.). Приятно, что молодежь размышляет на такие темы, надеясь на перспективность данного направления. Исторически сложилось, что социальная деятельность Русской Православной Церк- ви была весьма значима для общества. Ведь именно в ее лоне зародились многие соци- ально значимые направления того времени. То, что ранее не могла охватить община, с лихвой охватывала церковно- монастырская система. Так в трактате «Правило о церковных основным категориям нуждаю- щихся, что говорит о важности роли Церкви в становлении государства. Все эти функции объединялись в понятии обще- ственного призрения, которое является прародителем социаль- ной работы в России. Монастыри, как мы увидим на примере Трифоно-Печенского мужского монастыря, занима- лись развитием инфраструкту- ры, строительством дорог, про- светительской деятельностью. На сегодняшний день, в России, все эти функции взяло на себя государство. Однако даже оно не в силах выстроить абсолютно целостную и работоспособную структуру. Сфера социального обеспе- чения все еще находится на стадии становления, что связано с целым рядом трудностей, во многом, виновато недостаточное финансирования сферы, но не на последнем месте также стоит и проблема понимания необходи- мости подобной деятельности. Не секрет, что и образователь- людях» (XIII век) перечисле- ны благотворительные дела: «нищим кормление и чад мног, странным прилежанье, сиротам и убогим помышление, вдовам пособие, девицам потребы, обидным заступление, в на- пастях положенье, в пожаре и потопе, пленным искупление, в благе прокормленье». Уже здесь, в XIII веке, мы видим сложившуюся систему помощи Выступление студентов на Круглом столе

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz