Под сенью Трифона. 2011 г. №2.

Под сенью Трифона | №2 2011 47 «Как пример для благочестия и богоугодной жизни» Превыше физического труда отец Александр считал труд духовный. В 1907 г., уже выйдя «за штат», он опубликовал в «Архангельских епархиальных ведомостях» (№ 13) статью, в котором рассказал о существо- вавшем в Коле до середины ХIХ в. женском ските. Скит возник в часовне препо- добного Трифона Печенгского. По мнению батюшки, тради- ция женского общежительства могла зародиться в Коле еще в пору существования Кольско- Печенгского монастыря (1590- 1764 гг.). В часовне проживало несколько старушек, занимав- шихся богомолием и рукоделием (в 1854 г. их было около 5). Вну- три часовни стояла русская печь, вдоль стен размещались лавки. Содержалась община подаяни- ем местных жителей, которые несли сюда хлеб, рыбу и другие продукты, прося взамен поми- нать умерших родственников и знакомых. Печь в часовне тоже отапливалась усердием рядовых колян и приходской общины. Богослужения в часовне про- водились дважды в году: в день памяти Трифона Печенгского (15/28 декабря) и в день памяти мученика Трифона Апамейского (1/14 февраля). Женский скит прекратил су- ществование после сожжения Колы англичанами в 1854 г. Тогда же погибла и часовня Трифона Печенгского. Во второй половине ХIХ в. кольский ме- щанин Аполлон Хохлов, будучи «почитателем преподобного Трифона Печенгского», восста- новил часовню в Коле на месте прежней. Новое здание, однако, уже не было приспособлено для проживания в нем богомоль- цев. В своей статье о. Александр Попов доказывал необходимость возобновления в Коле женского скита, который, по его мнению, был «нужен для поморского края как светильник для света, как пример для благочестия и богоу- годной жизни». Нравственное значение такого примера отец Александр связывал с тем, что в современной ему Коле, в от- личие от прошлых лет, уже «нет желающих посвятить себя на служение Богу, нет желающих переменить свои нравы, обы- чаи, привычки и стеснить себя монастырскими правилами и ограничениями». Священник искренне надеялся, что желаю- щие поселиться в ските все же найдутся, поскольку, по его словам, «божьих людей—рев- нителей древнего благочестия везде довольно, найдутся они и в Коле, или около Колы». Скит может стать надежным при- станищем «для вдов и сирот, не знающих, где голову при- клонить». Но его план так и не реализовался. Умер кольский батюшка протоиерей Александр Попов 100 лет назад, 11/24 июня 1911 г., и был похоронен «при Бла- говещенском соборе» рядом со своей женой, почившей десятью годами ранее. В пери- од гонений на Церковь, когда Благовещенский храм постиг- ла участь закрытия, кресты с их могил были убраны. Но кольские старожилы помнят о том, что здесь захоронен свя- щенник, служивший Церкви на нашей Кольской земле.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz