Под сенью Трифона. 2011 г. №2.

Под сенью Трифона | №2 2011 45 го атеизма, но вместе с тем как раз мы были ближе к вере, чем сейчас молодежь, хотя храмов стало много и их не разрушают, а, наоборот, возводят. Почему я так считаю? А по- тому, что росли мы в семьях, где были еще живы бабушки, дедушки из XIX века, да и мо- лодость родителей пришлась на дореволюционное время. Тогда у всех в домах были иконы, Би- блия, Евангелие. Мы, ребята, бывало, когда нахулиганим, слышали: «Смотри, Бог нака- жет». Дети и побаивались. В войну тоже обратились к рели- гии, а потом уже ни об иконах в доме, ни о храмах речи не было. И только моряки не забывали Бога: «Кто в море не хаживал, тот Богу не маливался». Сейчас во многих домах иконы, скоро, наверно, будет, как прежде, — «без Бога не до порога». Но куличи, крашеные яйца на Пасху — это всё-таки поверхностные, внешние про- явления веры, а в душе? На это может ответить каждый только сам. И вопрос веры слишком глобальный, чтобы поднимать его на этих нескольких стра- ничках. Материализм, конечно, на всё отвечает конкретно, но как объ- яснить гармонию Вселенной, разумность природы, почему у ее «царя», человека, не получа- ется вместо «ждать милости»— брать их… И основные законы опираются на Декалог, Десять заповедей. V Перелом в душе сразу не случается, это процесс долгий и непростой. В наше время у людей есть много возможностей обратиться к религии: храмов много, священник всегда вы- слушает и ответит на вопросы, воскресные школы, каждую неделю по областному радио владыка Симон говорит на ту или иную религиозную тему, можно совершить паломни- ческую поездку. Издается много религиозных книг, вы- ходят газеты. В Мурманском государственном техническом университете преподается спе- циальность «Теология». Но все-таки часто слышишь, что если Бог один, то почему есть мусульмане, католики, православные, буддисты и т.д. Да, еще много вопросов надо разъяснять, как лежащих на поверхности, так и глубинных. И это делается на конференци- ях и чтениях, организуемых по благословению владыки Симо- на, архиепископа Мурманского и Мончегорского. Выступа- ют на этих мероприятиях не только священники и другие духовные лица, но миряне. Вот как поступал архиепи- скоп Лука (хирург Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий [1877 — 1961]): «…Прежде чем начать операцию, Войно- Ясенецкий перекрестился, перекрестил ассистента, опе- рационную сестру и больно- го. В последнее время он это делал всегда, вне зависимости от национальности и верои- споведания пациента. Однаж- ды после крестного знамения больной—по национальности татарин — сказал хирургу: „Я ведь мусульманин. Зачем же Вы меня крестите?“ После- довал ответ: „Хоть религии разные, а Бог один. Под Богом все едины“». А когда прочитаешь первые строки Библии, верь им или не верь: «Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и Дух Божий носился над водою», невольно вспомнишь М.В. Ломоносова, его Утреннее и Вечернее «Раз- мышления о Божием величе- стве». И Лев Николаевич Толстой, по словам его сына Сергея, «как очень немногие, любил и чувствовал красоту лесов, полей, лугов, неба. Он, быва- ло, говорил: “Как у Бога добра много! Природа бесконечно разнообразна; каждый день отличается от предыдущего, каждый год бывает неожидан- ная погода”». …Сейчас встают целые церковные комплексы — на улицах Скальной, Кооператив- ной — будто древний острог виден на горе. Поднимается и Трифонов Печенгская оби- тель, скоро предстанет во всей красе. А пока вспоминаются Трифонов ручей, Баркино, ти- хое уютное место при слиянии Маны и Печенги, которое так любил преподобный Трифон. И всегда мерцает огонек лам- падки у креста на месте его упокоения. Вот такие воспоминания и размышления пробудило паломничество по Трифонов- ским местам. P.S. Я считаю нужным доба- вить, что в подборе литератур- ных иллюстраций к статье мне оказала помощь моя супруга Нина Владимировна, побы- вавшая вместе со мной в этой поездке по святым местам.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz