Под сенью Трифона. 2011 г. №2.

Под сенью Трифона | №2 2011 31 вещавших пастырям церковным и учителям школьным распро- странение народного просвеще- ния в духе святой Православной Церкви». Праздник начинался 10 мая вечером, когда проходило «в церкви при духовно-учебном заведении или местной приход- ской торжественное всенощное бдение с чтением, по желанию, акафиста святым Мефодию и Кириллу; 11 мая совершали Бо- жественную литургию и после оной молебен святым Мефодию и Кириллу, причем учащиеся во время означенных богослужений принимают участие в чтении и пении; в послеобеденное время в духовно-учебных заведениях предоставляется назначать тор- жественные собрания, с чтением учащими записок о великих под- вигах, подъятых святыми бра- тьямиМефодием и Кириллом во благо всех словенских народов, и приличествующими торжеству песнопениями». О том, как мог проходить этот праздник в Спас-Клепиках, можно получить представление, прочитав материал, опубли- кованный в начале прошлого века: «Праздник. Обедня кон- чилась. У церкви толпа народа. С колокольни льётся ласковый звон колоколов. На паперти по- казываются «богоносцы». Ныне это все школьники. Богоносцы спускаются с высоких присту- пок. Идут священнослужащие в облачениях, идут певчие, идут школьники: юноши, дети, де- вочки. Крестный ход движется к второклассной школе. <...> Школьники трогательно поют тропарь св. братьям. Звуки коло- колов то стихают, будто уносясь куда-то в незримую даль, то слы- шатся совсем над головой. <...> Красивое здание школы <...>. Толпа школьников вслед за хоругвями скучивается и под- нимается по парадным ступе- ням. Пение становится глуше в тесном для толпы коридоре. Иконы размещаются вдоль стен <...> хоругвям тесно — они на- клонились над столом, покры- тым белой чистой скатертью. На столе крест, Евангелие, сосуд для воды и кропило. Начинается молебен святым первоучителям с водосвятием. Дети, набож- но опустив головы, слушают Евангелие. Священник отчёт- ливо произносит каждое слово. Благодатное слово проникает в сердце, успокаивает его, вносит животворную теплоту в каждую душу. Ученики с благоговени- ем целуют святое Евангелие и крест, подставляя свои головы под кропило. Святая вода живит всех». С.А. Есенин в 1911 году дол- жен был участвовать и в тор- жественных богослужениях по случаю 50-летия освобождения крестьян от крепостной зави- симости. Опубликованный в «Церковных ведомостях» до- кумент позволяет определить как содержание праздничных мероприятий, так и те книги, которые были получены Спас- Клепиковской второклассной школой в связи с этим юбилеем: «Святейший Синод, согласно заключению Училищного при оном Совета, определяет: 1) поручить епархиальным учи- лищным советам и уездным от- делениям сделать распоряжение о том, чтобы учащие и учащиеся церковных школ присутствовали 19-го февраля при богослуже- нии, вечернем — накануне и утреннем — в день празднова- ния; 2) чтобы для учащихся были устроены в этот день чтения по имеющей быть разосланной Училищным Советом при Свя- тейшем Синоде во все школы брошюре: «К пятидесятилетию освобождения крестьян от кре- постной зависимости», где ока- жется возможным, с туманны- ми картинами. <...> 4) поручить Издательской Комиссии при- обрести в число собственных изданий Училищного Совета составленное архимандритом Макарием (Гневушевым) ру- кописное сочинение под за- главием: «Крепостное право на Руси и освобождение крестьян от крепостной зависимости» и затем отпечатать это сочинение <...> и по отпечатании разо- слать оное в количестве 9500 экземпляров в виде бесплатно- го приложения к журналу «На- родное Образование». (Цитата по статье М. Скороходова из сборника «Есенин и правосла- вие», Москва, 2011 год) После окончания школы в Спас–Клепиках Есенин уез- жает в Москву. В учительский институт он и не пробует по- ступать: он выбрал свой путь, путь поэта. Важно отметить еще один существенный момент. Как человек, с детства принявший Христа и всецело полагавший- ся на Промысел Божий, Есенин все свои надежды на лучшее будущее России первоначально связывал с христианским пре- ображением Отечества и всего мира. Он полагал, что Рос- сия выстрадала христианский социализм и справедливую народную будущность. Весь 1917 год Есенин возглашал: «Господи, я верую!» Однако события в России начали раз- виваться по другому сценарию. И в отчаянии поэт оплакивает Россию, говорит, что Бог от- вернулся от нее, даже ругается с Богом, пеняет Ему за то, что

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz