Под сенью Трифона. 2011 г. №2.

30 Под сенью Трифона | №2 2011 Сергей Есенин — поэт всем известныйивсемилюбимый. Его стихи знают наизустьишкольни- ки, и академики. Его творческую биографию готов рассказать каждый: о еголюбвикРуси, о его проникновенномпесенномтвор- честве, о его широком таланте. Это великий русский поэт и это совершенно точно. Без Есенина невозможно понять всю глубину нашей на- циональной драмы начала 20- го века. Драма эта заключала в себе острейшие проблемы народа русского. Больнейший вопрос того времени — во- прос крестьянской Руси. Народ российский, всецело с детства принявший Христа, всегда уповал на Промысел Божий. А Есенин воспитывался в семье христианской. Традиции стран- ноприимства поддерживались в семье Титовых – Есениных. Поэт вспоминал: «…Часто со- бирались у нас дома слепцы, странствующие по селам, пели духовные стихи о прекрасном рае, о Миколе и о женихе, свет- лом госте из града неведомо- го…». («Автобиография», С.А. Есенин, 1924 год). Бабушка во- дила по монастырям, а дед учил внука читать по духовным кни- гам. Дед построил около дома маленькую часовню, чтобы лю- бой, кто захочет из сельчан, мог прийти и помолиться в ней. Учился Есенин в земской церковно-приходской школе села Константиново и Закон Божий был одним из основных пред- метов. Церковь была напротив дома Есениных. Со священни- ком, отцом Иоанном, семья была дружна, и в доме у него Сергий Александрович бывал часто, прочитал все книги в его библио- теке. И по совету священника он был направлен на учебу во вто- роклассную учительскуюшколу села Спас – Клепики. Школа эта готовила учителей для церковно- приходских школ. Положения…, посвященные этим школам: «Второклассные школы имеют це- лью подготовлять учителей и учи- тельниц для школ грамоты. Второклассные школы открыва- ются с разрешения Училищного при Святейшем Синоде совета. Курс учения во второклассныхшко- лах продолжается три года. Во второклассных школах преподаются следующие пред- меты: 1) Закон Божий; 2) церков- ная история, общая и русская; 3) церковное пение; 4) русский язык; 5) церковнославянский язык; 6) отечественная история; 7) география; 8) арифметика; 9) черчение и рисование; 10) ди- дактика; 11) начальные практи- ческие сведения по гигиене; 12) чистописание; 13) рукоделие (в женских школах). Заведование школою возлага- ется на священника». Окончившие эту школу име- ли право быть или учителями грамоты в земских училищах, или священниками в церкви, настолько высоко было богос- ловское образование. Ученики этих школ обязательно служили в церкви. Спас – Клепики в период уче- бы Есенина были значительным культурным центром. В школе отмечались и такие события, как День памяти святых первоучи- телей словенских Мефодия и Кирилла. Празднование этого дня было установлено опреде- лением Святейшего Синода в 1901 году. Праздник с освобождением учащихся от занятий прово- дился, «дабы закрепить в юных сердцах учащихся в духовно- учебных заведениях и церков- ных школах благоговейное и признательное воспоминание великих подвигов святых Ме- фодия и Кирилла, положивших начало христианскому просве- щению народа нашего и тем за- Литературная гостиная Есенин и православие Кузнецова Валентина Евгеньевна — директор музея Сергея Есенина, Областная детско-юношеская библиотека, г. Мурманск. Валентина Евгеньвна Кузнецова

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz