Под сенью Трифона. 2011 г. №2.

Под сенью Трифона | №2 2011 29 тесом и покрашенная в зеленую краску. Она по обыкновению всех поморских церквей, освя- щена также во имя святителя Николы, как бы в большее под- крепление народной поговорки, которая давно уже и справедливо гласит, что от Холмогор до Колы — тридцать три Николы. — До постройки сво- ей церкви старообрядцы обосновались в «кельях Сёмженского скита. В пер- вых годах двадцатого века официальные власти ото- брали у старообрядцев скит и привезли туда послушниц православного Ущельского монастыря». Виталий Маслов чтил протопопа Аввакума, гор- дился тем, что мог сказать: «Для меня очевидно влия- ние Аввакума не только на судьбу моей родной Сёмжи, но и на характеры семжан в течение всех последую- щих веков. Я уже говорил как-то, что по преданию, семжане пожертвовали на пропитание ссыльному протопопу сёмужью тоню на Подпыесском, всего лишь в нескольких километрах от меже- вых, между Мезенью и Сёмжей, знаков — это и сегодня одно из самых семужьих мест на сем- женских берегах. Остался и до сих пор стоит на Подпыйсском, на угоре, крест, поставленный самим Аввакумом. Несомненно, что крест подновлялся, может и не однажды, но в год тысячеле- тия Крещения Руси он еще был. Именно об этом кресте писала К.П. Гемп в своем «Сказе о Бе- ломорье». Возможно, что крест этот единственное веществен- ное, что и ныне напоминает о пребывании Аввакума в Мезе- ни» — писал Маслов в своих проповедях и исповедях « На костре моего греха». ВиталийМаслов помнил Свя- тины обеих церквей. 15 июля он приглашал семжан к развалинам старообрядческой церкви на Святину. В море ушла церковь еще при жизниМаслова. Он гово- рил, что старообрядцы остались в лоне Русской Православной Церкви со своим единоверием. А когда старообрядцы Петербур- га попросили его содействия в устройстве церкви в Мурманске, он отказал им в помощи, ссыла- ясь на то, что прихожан они будут искать в православной церкви. Поскольку Святина Никольской православной церкви отмечается в Сёмже 29 сентября, когда народ уже разъезжался из деревни, то собраться вместе приходилось редко, благо, церковь стоит по дороге на кладбище, и каждый мог остановиться, помолиться и зажечь свечу. И Маслов не про- ходил мимо намоленного места, обходил вокруг и все думал о восстановлении храма, ждал лучшего времени. Какие-то противоречия у Ви- талия Семеновича, я думаю, оставались, конечно же, не в по- иске другой веры, а просто ему надо было придти в храм! Задумался оВечномВиталий Маслов, когда по настоящему стал заниматься литературой. В начале 60-х годов крестить сыновей отказался, ссылаясь на то, что они сами должны вы- брать себе веру. Но после он все чаще стал читать православ- ную литературу, часто стал употреблять слово «ортодокс», а в 1976 году, когда родилась дочь, мы крестили ее в Белоруссии по всем православным канонам. Сыновья кре- стились и приняли право- славную веру уже будучи взрослыми. И вот уже Виталий Маслов, воцерковленный, пишет в своем дневни- ке: «Не успел оглянуть- ся — пост заканчивает- ся. — Какой значимый, духовно-необъятный пост. И, как ни грешно, ни печально, ни стыдно, весь прошел и заканчи- вается в суете, не удалось отрешиться, сесть, поду- мать, а может быть даже и написать. Жизнь как бы теря- ется. Не только перед Господом — перед людьми должен я за это просить прощения. Не за- молить грехов моих, и, кажется, — грехи мои, даже и на тех, кто вслед за мной. А о себе уж и не говорю: насколько больше успел бы сделать доброго, не погрязни в суете и лени. Да, в уголовном смысле мы за предков и потомков не ответчики. Но в смысле нрав- ственном — все дела правед- ные и неправедные, не только отцов, не только сыновей, но и прадедов наших и правнуков — на нашей совести. Задача писателя, сына своей земли, возбуждать в родном народе стремление к родовой памяти, к ответственности перед пред- ками и потомками». В.У. Маслова на возжжении свечи у памятника Кириллу и Мефодию

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz