Под сенью Трифона. 2011 г. №2.
28 Под сенью Трифона | №2 2011 ты, а православная церковь, освященная в честь Николая Мирликийского Чудотворца, — уже стояла без главки и отдана под склад. Начинался разор деревни. Но «семесские старухи» веру в большинстве своем блюли, поддерживали доживавших свой век монашек, кто мог, ездили к «старцам», — месту бывших келий, вверх по реке Сёмже, крестили-купали детей, с молитвами провожали умерших на погост. Как я говорю, что душа моя отзывалась на каждое слово бабы Лизы. А ведь сказки от бабы Лизы, загадки, шутки- прибаутки и молитвы я слышал не только и не столько на печи, сколько, поверьте, к примеру, в лодке. Со вскрытия реки и до льду — все время мы, как чай- ки, на воде и около воды — тра- ва борщ, лук, грибы-ягоды… Она звала меня, кажется, с младенческих лет: поехали, Витальюшка, поехали. Мало ли где бабка в няше утонет или помрет, так хоть скажешь в де- ревне, доедешь, знай — плыви, греби не греби — принесет до- мой. Ездили небыстро, подолгу — на веслах, поэтому выезжали — едва вода придет и обратно добирались — чуть не каждый раз — по порогам «терлись». И вот едем долго-долго, я гре- бу по своей вере — в средних гребях или в носовом, она, как всегда, — на корме, гребет «от себя», и гребет и правит сразу… и рассказывает-рассказывает, и сказку, и как называется нос речной, который проходим, где, когда, что случилось, где мужики канал копали и т. д. и т. д.». А вот запись собирателя фольклора по северу: «Е.Ф. Маслова, Сёмжа, 50 лет, очень набожна, два раза бывала в Архангельске, сказки сказыва- ет по памяти от отца и матери, грамотна, самоуком, право- славная». Эту тетрадь Вита- лию Семеновичу показывал в краеведческом музее Владимир Александрович Пожидаев. Из дневника: «Все также, как сто лет назад, в прежнем порядке поставленные, глядят из углов, из тяжелых темных киотов суровые образа Спасителя и Николы, а из совсем иных киотов — тонких гнутых, высоких — иные образа, тоже по-прежнему высокочти- мые в этом доме, —задумчивая и нежная Одигитрия и заботливая Параскева, как бы протянувшая из угла руки нам навстречу не то вопрошающе, не то укоризнен- но, — все на месте здесь, все на прежнем месте… Но — увы! Так пусто, так не- бывало пусто — хозяин старый не идет навстречу…На здешнем погосте, за последнюю четверть века, стало одной могилой боль- ше...» Семен Виссарионович Мас- лов — отец Виталия Маслова ходил и в Свято-Никольский храм в Мурманске, особенно с радостьюшел на службу владыки из Архангельска в день святого Николая Чудотворца. Две веры в небольшой дерев- не. К какой же вере склонялось население в Сёмже? Ответ на этот вопрос дает сам писатель в очерке «Жить или не жить Сёмже»: «У старообрядческого толка была одна черта, привле- кавшая моряков-промысловиков: староверы не имели церкви и не брали с каждой лодки десятины божьей, вернее девятины. Право- славная же церковь с каждого промысла, с каждой лодки брала пай: семь паев — семи промыс- ловикам, один пай — хозяину лодки, один пай попу. Отсут- ствие божьего пая привлекало селян гораздо больше, чем ста- тьи здешнего начетчика Ивана Жмаева в центральной печати, его московские вояжи и высту- пления. Но когда новую церковь построили да люди увидели, что и разница-то между службами видна разве самим попам, да прошлось новое духовенство со сборами в пользу новой церкви, так и начали всплывать вопро- сы, — из-за чего столько веков по медвежьи жили, из-за чего людей сторонились? На промыс- ле, когда зверя да погоды нету, времени хоть отбавляй: текут мысли — и так мужики повернут и так прикинут… А когда наслушались сем- жане перепалок между начет- чиками да миссионерами, один из стариков-староверов твер- докаменных вдруг объявил о решении своем перейти в право- славие. Да не когда-нибудь, а в самый разгар «бесед». И вот, что увидел Сергей Васильевич Максимов, всю своюжизнь посвятивший изуче- нию духовной и материальной культуры русского народа и посетивший Мезень и Сёмжу в середине девятнадцатого века. В Мезени Господь свел его с тол- ковым старожилом, человеком грамотным, бывалым, читавшим много книг: «Вы вот о морских промыслах слышать желаете, — Гаврило Васильич перекрестил- ся три раза, —поезжайте отсюда в Сёмжу да в Долгую Щель: здесь вам ничего сказать не сумеют. Поезжайте, поезжайте. Там дело ведут по-старому. Там народ честный, народ там Богу работает. За одного тамошнего я вам всю нашу МЦезень, со всеми мозгами отдам». Далее С. Максимов продол- жает: «В два с половиной часа промчали меня легкие на ходу олени через первое сороковерст- ное пространство до Сёмжи, давши возможность увидеть, что эта деревушка дворов в пятнад- цать, сбитых в кучу без особого порядка, но ближе к широкому устью реки Мезени, уже с со- леной водой и не замерзающему во всю зиму. В деревушке дере- вянная церковь, но выкрытая
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz