Под сенью Трифона. 2011 г. №2.

10 Под сенью Трифона | №2 2011 Сорок лет своей недолгой, но яркой жизни Николай Алексан- дрович отдал Северному флоту и двадцать — работе над рома- ном «Перелом», за который он был удостоен литературных премий Союза писателей Рос- сии: имени М.А.Шолохова и Н.А.Островского. За большой вклад в развитие культуры края, общественную и литературную деятельность ему была вруче- на премия губернатора Мурманской области. Тетралогия «Пере- лом» уже вошла в зо- лотой фонд русской классики. Символично изображение на обло- жке романа (автором является сам писатель): силуэт храма как символ православной Руси, с ее вековыми традициями, и поднявшийся на дыбы красный конь — путь Руси в будущее… Николай Алексан- дрович верил в народ, в сохранение нравствен- ных устоев русского народа, духовное воз- рождение. Он остро переживал за судьбу своих прадедов, роди- телей, судьбу деревни, в которой он родился. «Вдруг открылось то, чего раньше не знал, потянуло к корням». Начал вспоминать и записывать рассказы родных, работать в архивах, изучая документы, связанные с коллективизацией, вести пере- писку с очевидцами трагиче- ских событий раскулачивания, насильственного переселения народа из родных мест. Роман стал главным делом всей жизни писателя. Заместитель председателя областного комитета по культу- ре А.В.Баранников подчеркнул значимость романа «Перелом»: вся судьба страны периода кол- лективизации прошла через судь- бы героев книги. Масштабность изображаемого, выверенность каждого эпизода, достоверность в описании поступков и характе- ров, ответственность за каждое слово, стремление постичь рус- скую душу, сочетание трагизма и юмора в изображении героев отличают творческую манеру Скромного, ставят его в один ряд с М.А.Шолоховым. Вице –пр е з ид ент р е г ио - нального Фонда Н.Скромного К.К.Кочешков считает глав- ной задачей Фонда сохранение творческого наследия писателя, популяризацию его книги. В за- мыслах — написание сценария, экранизация романа «Перелом», издание неоконченного романа «Лермонтов». Вдова писателя Анна Вар- ламовна поделилась самыми сокровенными мыслями и вос- поминаниями о совместной жиз- ни с Николаем: «Он был очень одаренным и увлекающимся человеком с потрясающей ра- ботоспособностью. Меня всегда поражала его великолепная па- мять, прекрасное знание жизни, любовь к Родине, почитание ее святынь, верность долгу. С каж- дым односельчанином он умел найти общий язык, почтительно относился к старикам. Я счаст- лива, что рядом со мной был такой добрый, вниматель- ный, заботливый, верный муж, отец». Скромные любили друг друга, были удивительно красивой парой. Супруга была его пер- вым слушателем и со- ветчиком, свидетелем рождения «Перелома», помогала с выбором фа- милий героев. Николай делился с ней планами создания нового романа — о Лермонтове, плани- ровал закончить его года через два, но не успел… На выставке представ- лен сигнальный экзем- пляр книги «Лермонтов» издательства «Современ- ник», тираж которой так и не состоялся, фрагменты рукописи, эскизные на- броски к роману, выпол- ненные автором. «Мне бы еще пожить, столько надо успеть!» — вспоминает его слова Анна Варламов- на. И добавляет: «Меня не покидает ощущение, что он и сейчас руководит всеми моими поступками, незримо рядом со мной. Дело всей его жизни не должно умереть!» М.Г.Орешета, возглавивший после Скромного Мурманскую писательскую организацию, в своем выступлении сказал: «Какие мощные «столбы» были в России: Б.Романов, В.Маслов, В . С и н и ц ы н , О . Тв е р ц о в , Н.Скромный! Мурманская ор- ганизация Союза писателей, по Работы кисти Н.Скромного

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz