Под сенью Трифона. 2011 г. №1.
58 Под сенью Трифона | №1 Январь 2011 и уезжать никуда не хочет. Инте- реснейший человек и собеседник. Татьяна Агапова жалеет, что не придется больше поспать на печке, говорит, что осталась бы в Семже. Мы смеемся: «Оставай- ся, Танечка, будешь заместите- лем мэра!». И вот уже машем прощально семжанам и Семже с кормы ка- тера, и кажется, что смотрят нам вслед пустые дома с укором... На встрече в Мезени, в библи- отеке, местные жители говори- ли о необходимости таких поез- док на родину писателя, потому что Семжа — это мезенская Яс- ная Поляна. Город Архангела Михаила В Архангельске нас ждали в Поморском университете. Там был просмотр фильма Надежды Хорошаевой о Личутине. Прекрасная авторская рабо- та — раздумья и разговор о Рос- сии, о ее судьбе, о русском сло- ве, о людях... Как нам не хватает этой живой воды на экранах теле- визоров, развращающих и разгра- бляющих души юных и не юных людей! После просмотра Надежда рас- сказала о фильме и его герое: «Личутин — удивительный че- ловек! Он хороший семьянин, у него двое детей. Работает как вол. Фильм снят на наши деньги. Я подумала, что если не я, то ни- кто этого не сделает. Снимали че- тыре года — периодические по- ездки, моменты... Закончив рабо- ту, мы приехали к нему в Сибирь. Когда он нас увидел — подпрыг- нул от радости. Там были все пи- сатели. Был и Астафьев. Мы чи- тали стихи, пели. Первый просмотр был в Мо- скве, в Союзе писателей. Личутин то убегал, то прибегал. Я спроси- ла — ему не нравится? Он сказал, что ему некогда. Но потом я уви- дела, когда он сидел — он плакал. Его это волнует, тревожит. А убе- гал, чтобы не заплакать. Живет Личутин трудно, как многие русские писатели, занима- ющиеся большой литературой». Потом было застолье с писате- лями, съемочной группой филь- ма, библиотечными работниками. Приехал Логинов, читал стихи. Жаль, что мало. Все остальные тоже читали стихи и рассказыва- ли о себе. На другой день пошли в гости в писательскую. Шли через яр- марку — купили на память суве- ниры, расписанные по красному полю мезенскими лошадками на тонких, тараканьих ножках. В писательской нас радушно встретили хозяйки — две Елены, Галимова и Кузьмина. Состоял- ся интересный разговор о насущ- ном — проблемы писательского дела и пути их преодоления, пла- ны на будущее. Решили провести совместный семинар молодых ли- тераторов. Порадовало, что обе Елены — православные, воцерковленные... Обменялись книгами. Нам по- дарены несколько книг в одной упаковке — «Архангельская ар- тель». Там есть книга Елены Га- лимовой «Домострой Бориса Шергина», где меня, как руко- водителя паломнической служ- бы, поразил гимн паломниче- ству устами писателя, приведен- ный автором в этой книге. Создан удивительный образ большого русского писателя, воспитанного в Православии. Поэзия Елены Кузьминой пи- тается корнями народных тради- ций, но в то же время по-женски изящна и православна. Думается, что союз двух се- верных организаций принесет се- рьезные плоды в дальнейшем. Эта мысль о творческом едине- нии сокрыта в следующих стро- ках стихотворения Елены Кузь- миной «Птицы Сергиевы»: Отдадим земле по светлому перышку, а из перышек вырастут, как из зер- нышек, где церковь белая, где терем солнечный, — вопреки беде да постылой полночи, и будто бы россыпью, да в одной горсти. «Сергие!» — «Я, Господи!» Вместо послесловия Валентин Курбатов в своей кни- ге «Подорожники» приводит за- пись, сделанную рукой Маслова: «Дорогой Валентин! И все-таки... И все-таки! Мне кажется, что под пологом, плот- ным пологом травы забвения, уже живут, уже набирают силы те семена, которые, взойдя, еще при наших современниках под- нимут над нашей землей высоко- высоко наше небо. Ну, а пока, как и положено, первыми выскочили, сеют семена сорняки... Что де- лать... Дождемся, даст Бог, и на- ших семян. Виталий Маслов, 29 января 1988». Сравните это со словами пи- сателя Николая Скромного, про- изнесенными в Москве в Союзе писателей во время Славянско- го Хода—2006: «Мы утрамбова- ли свои души таким слоем грун- та, бульдозерами и тракторами, что, казалось, никто не сможет их откопать. Славянский Ход вспарывает эти наслоения и по- могает нам проснуться, понять, кто мы есть на самом деле, и объединиться». Не сговариваясь, два больших писателя с сердечной болью го- ворят об одном: о том, что вол- нует, тревожит, чему были по- священы их творчество и жизнь. Такое единомыслие о судьбах России и русской культуры объ- единяет многих русских писате- лей и просто людей, любящих свое Отечество. Это дает нам силы и надеж- ду на то, что Господь не оставит Россию. Поклонный крест
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz