Под сенью Трифона. 2011 г. №1.
42 Под сенью Трифона | №1 Январь 2011 новые изыскания в двух старин- ных населенных пунктах Мур- манской области. В селе Варзуга Терского рай- она с помощью местной право- славной общины и администра- ции сельского поселения было возобновлено обследование ко- рельского городища начала XV века, открытого в 2009 году. Оно находится на естественной возвышенности на левом бере- гу реки к северу от села и име- ет характерное название «Пря- мое Городище». Выбор места для устройства городища-убежища определялся доминирующей над береговой поймой высотой пло- щадки, естественной значитель- ной крутизной берегового скло- на и хорошим обзором. Этот уча- сток побережья реки ранее не попадал в поле зрения археоло- гов. Раскопки позволили восста- новить картину гибели крепо- стицы во время набега «мурман» в 1419 году и более точно рекон- струировать характер деревян- ных укреплений этого крестьян- ского «острожца». Напольная сторона варзужско- го городища была укреплена зем- ляным валом и неглубоким рвом перед ним. Высокие крутые скло- ны с трех сторон служили есте- ственным дополнением искус- ственным укреплениям и были обнесены тыном из вертикаль- но поставленных бревен. Резуль- таты раскопок 2010 г. позволя- ют считать, что «стена дровяна» на насыпи вала была однорядной, состоящей из плах, горизонталь- но прикрепленных с двух сторон через определенные промежутки к коротким поперечным столбам- стоякам. Общая высота дерево- земляного укрепления с наруж- ной стороны была минимально около 3 м. Незначительный объ- ем земляных фортификационных работ, простые по конструкции и временным затратам деревянные укрепления делали строитель- ство городища по силам неболь- шому коллективу за непродолжи- тельный срок. Пока неясно, было ли восста- новлено городище после пожа- ра начала XV века. Скорее всего, строительная история Прямого Городища в Варзуге закончилась после нападения «мурман». Се- лище и близлежащее городище были частями единого поселе- ния. Археологические работы в селе Варзуга дают важную ин- формацию для изучения малоиз- вестного периода средневековой истории региона — этапа «ко- рельского» освоения Кольского полуострова. Городище — пока самый северный пункт ареала известных средневековых «нов- городских» укреплений XV века на Русском Севере. По инициативе наместника Трифонов Печенгского мужского монастыря игумена Даниила (То- поева) в поселке Борисоглебский Печенгского района было обсле- довано место легендарной церкви Святых Бориса и Глеба, по пре- данию, построенной в 1565 году просветителем кольских саамов преподобным Трифоном Печенг- ским. Она сгорела во время Вто- рой мировой войны, предполо- жительно в 1944 году. Раскопки позволили нам точно установить ее местонахождение и получить комплекс находок, связанных со всеми этапами существования этой старейшей православной святыни Русской Лапландии. Характер памятника, несомнен- но, наложил отпечаток на их со- став. Так, полностью отсутствует керамика — самый массовый бы- товой материал. В основном были найдены части строения (дверные оковки, гвозди, оконная слюда) и расплавившиеся медные предме- ты, связанные с убранством. По- лученный материал позволяет утверждать, что накануне пожа- ра церковь стояла без икон, вну- три нее находились только пани- кадило и светильник. Особенной удачей раскопок стали найденные редкие предметы, которые мож- но отнести к «дотрифоновскому» языческому периоду истории паз- рецких саам-колтта. В ходе археологических работ появилось много вопросов, ко- торые еще ждут своего разреше- ния. Например, почему была на- рушена христианская традиция ориентации церкви алтарем на восток и обе церкви — «старая» и «новая», а также поздние про- слеженные погребения на берегу р. Паз ориентированы на север; где находятся места келий мона- хов Трифонов-Печенгского мона- стыря XVI века и братское клад- бище. Вероятно, для строительства церкви преподобный Трифон из- брал самое «выигрышное» место в ландшафте на той стороне реки, где находился и летний погост. Сам факт строительства хри- стианской церкви практически в черте саамского поселения сви- детельствует о непротивлении местных жителей миссионер- ской деятельности. Преподоб- ный Трифон не был первым «мо- сковитом», поселившимся в этих местах, он стал первым извест- ным нам православным пропо- ведником в арктическом погра- ничье. Строгий пограничный контроль даже для наместника
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz