Под сенью Трифона. 2011 г. №1.

4 Под сенью Трифона | №1 Январь 2011 Каждый христианин, стре- мящийся к очищению от своих грехов и освящению Божьей благодатью, изыскивает для этого различные пути и спо- собы. Помимо святой Евхари- стии, церковных таинств и об- рядов евангельский инстинкт человека находит свое выраже- ние в таких формах христиан- ского благочестия, как почита- ние святых мощей, участие в церковных процессиях (Крест- ных ходах, например), посеще- ние святынь. Паломничество в России всегда было и остается неот- ъемлемой частью духовной жизни народа, его духовным институтом, работающим на духовное взросление человека. Оно продолжает и расширя- ет собой круг литургической жизни, из Божественной ли- тургии проистекает и к Боже- ственной литургии приводит верующих людей. С приходом Советской вла- сти духовность в России ути- лизировалась, все было по- ставлено на материальную основу. Так происходило в те- чение 70 с лишним лет. Но прежний строй рухнул, и иде- алы коммунистического свет- лого будущего канули в лету, а люди, как живительного глот- ка воды, стали искать приоб- щения к святыням Церкви, на- питываясь от них духовными знаниями и укрепляясь истин- ной верой в Бога. Паломниче- ство оживилось и, как показа- ла практика, явилось доступ- нейшим путем к постижению Православия. В последние годы достаточ- но много писалось о том, что возрождение России начнется с Севера. Думаю, не случайно в 1916 году впервые в истории Царской Семьи Государь Нико- лай II дает свою фамилию горо- ду, который должен был стать форпостом России на ее север- ных рубежах — Романов-на- Мурмане, и сам становится его покровителем. Но через совсем небольшое время новая власть откинула от названия города царственную фамилию, остав- ляя при этом только его геогра- фическую привязку, а на освя- щенном месте закладки первого камня в основании алтаря со- борного храма соорудила дво- рец культуры им. Кирова. Северяне не избалованы цер- ковными святынями. Если та- ковые имелись раньше, то ими были в первую очередь наши Кольские подвижники, под- виг которых велик и до кон- ца не осознан людьми, а так- же храмы, места, предметы, имеющие отношение к жиз- ни и трудам этих подвижни- ков. На Кольском Севере это прежде всего Трифон Печенг- ский, креститель и просвети- тель лопарей-саамов, корен- ных жителей Кольского полуо- строва. Святые мощи его пока не обретены, однако надежда у людей на их явление не умира- ет, а живет, поэтому народная тропа к местам служения этого святого не зарастает. Большой вклад в дело прославления на- шего края внесли преподобные Феодорит Кольский и Варлаам Керетский. И сейчас Господь обогащает нашу христианскую жизнь новыми святыми и но- выми святынями. Паломническая служба «Под сенью Трифона» органи- зует поездки к святыням Коль- ской земли: в Трифонов Пе- ченгский монастырь, в Хиби- ногорский женский монастырь, на Терский берег в храмы и ча- совни древних поморских сел, в церковь Бориса и Глеба, рас- положенную на самой грани- це России с Норвегией, да и в саму Норвегию, как говорят, «в гости к Трифону» к пещерке, где он в свое время скрывался от преследователей. На Кольском Севере, где проживают люди 120 разных национальностей, паломниче- ство ненавязчиво приводит их к осознанию того, что Господь один для всех и всем Он хочет спасения, постижения смысла и истины в жизни (1 Тим. 2,4). Паломничество в России Архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz