Под сенью Трифона. 2011 г. №1.

Под сенью Трифона | №1 Январь 2011 39 сещения, должны были по- кинуть родную обитель, и на этот раз навсегда. Военные подразделения финской ар- мии, общая численность ко- торых составляла не менее 2 000 человек, покинули ар- хипелаг 19 сентября 1944 г. А в бывшей усадьбе Папин- ниеми в сельской местности Хяйнавеси, приобретенной братией 24 июля 1940 г. на территории Финляндии, на- чалась жизнь монастыря, ко- торый впоследствии получил название Новый Валаам. Не менее драматично сло- жилась в годы революции и гражданской войны и судь- ба Трифоно-Печенгского мо- настыря. По договору, за- ключенному 1 марта 1918 г. между революционным пра- вительством Финляндии и Совнаркомом, Россия соби- ралась уступить Финляндии район Печенги. Архангель- ское епархиальное управле- ние выразило закономерную обеспокоенность послед- ствиями данного соглашения и выпустило обращение «К духовенству Архангельской епархии (для самого широ- кого распространения среди прихожан)». Всех верующих призывали выступить с про- тестом «... против вопиюще- го расчленения России» и во имя спасения русского досто- яния. Этот протест духовен- ства был услышан и поддер- жан жителями ряда волостей Кольского Севера. Известия Архангельского Совета ра- бочих и солдатских депута- тов опубликовали телеграм- му, полученную из Печенги и содержащую протест про- тив договора с Финляндией. Ее подписали жители Вайда- губы, Червяной колонии (причем и финское население тоже), Маловолокской воло- сти Печенгского общества. В это же время, после под- писания Брест-Литовского мира, в Печенге появились английские войска, которые оставались здесь до октября 1919 г. Как впоследствии от- мечалось в ведомости Трифо- нов Печенгского монастыря, данная обитель послужила твердой основой при устрой- стве обороны Печенги, помо- гая для этого строительными материалами и постройками, вместила «... на жительство в зданиях своих защитников с союзных войск за время борь- бы с Финляндией и больше- визмом в 1918 и 1919 г.» Положение обители с каж- дым днем ухудшалось. Со времени революции из мона- стырских владений отошло 1200 десятин покосной земли в пользу местного населения. Монастырь был почти совер- шенно вытеснен со своих зе- мель из-за «разбойничьих по- ступков», в особенности коло- нистов из Червяной, которые собирали гагачий пух на при- надлежащих обители Айно- выхостровах.Поделенык1919 г. были и рыболовные тони: как указывается еще в 1918 г., «... все рыболовные тони и участки отошли в равноправ- ное пользование с окрест- ными жителями», а с торгов, за 500 рублей, были выделе- ны монастырские участки в ст. Лодейном и по р. Печенге. Монастырь по-прежнему за- нимался хозяйственной дея- тельностью, однако сокраща- лось поголовье скота, замерла жизнь в мастерских. 14 августа 1920 г. между Со- ветской Россией и Финлян- дией был заключен Юрьев- ский (Дерптский) мирный договор, следствием которо- го стало присоединение Пе- ченги к Финляндской Ре- спублике. 3 декабря 1920 г. председателем Мурманско- го Уездсовнархоза И. Я. Ан- кудиновым была начата лик- видация Верхне-Печенгского монастыря. На месте обите- ли предполагали построить смолокуренную и сельско- хозяйственные артели. Что и не мудрено — монастыр- ским хозяйством за успеш- ную почти тридцатилетнюю деятельность все было под- готовлено для этого (были, кстати говоря, здесь и смо- локурня, и заливные луга). Причем, отбирая у монасты- ря имущество, И. Я. Анку- динов отмечал, что все не- обходимое для жизни и тру- да монахов, оставшихся там, им оставлено. Видимо, он полагал, что реквизирован- ные им медикаменты, пред- меты богослужебной прак- тики, постельные принад- лежности, одежда, продукты и многое другое им не пона- добятся. При этом еще пы- тались провести мобилиза- цию из числа насельников. Из Киркенеса 5 декабря 1920 г. телеграфировали, что сюда прибыла группа монахов из Печенгского монастыря, «... бежавшая в Норвегию из-за преследования большевиков. Монахи, большинство из коих перешло 40-летний воз- раст, передают, что больше- вики мобилизуют все муж- ское население края, при- нуждая его записываться в Красную армию. Отказыва- ющихся расстреливают. Пе- ченгский монастырь сделал- ся местом кровавой драмы». Все изъятое из монастыря было погружено на моторный бот и начальник Мурманско- го погранособпоста № 7 Ру-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz