Под сенью Трифона. 2011 г. №1.

38 Под сенью Трифона | №1 Январь 2011 лина за 1919 г. сообщалось, что «... последнее время мо- настырь поддерживает свое существование единственно тем, что он получил от Фин- ляндского правительства за произведенные здесь рекви- зиции, но этот источник до- хода случайного характера, в большей своей половине уже израсходованный ...для об- служивания всех отраслей своего хозяйства монастырь вынужден мобилизовать все свои наличные силы до по- следней точки напряжения и тем только, с громаднейшим и неустанным трудом, справ- ляется с хозяйством, поддер- живающим его существова- ние... вся братия... трудится в возделывании полей и ого- родов; в посадке огородных овощей и хлебных злаков; в уборке сена, хлеба и произ- растаний огорода; в ловле рыбы; в пилке, рубке и вы- возке дров из лесу...». Сооб- щается о введении карточной системы на хлеб и продукты, о том, что полностью отсут- ствует чай, выдача которого за недостатком средств пре- кращена с июня 1918 г. Лишь после ходатайства о помощи к финляндскому правитель- ству ситуация начала не- много улучшаться — было увеличено довольствие мо- настырю. Вследствие сокра- щения монашеского брат- ства вынуждены были за- крыть несколько скитов, в других — сократить богос- лужение, только два скита — Всех Святых и Предтечен- ский — остались без сокра- щения богослужения. С 1920 г. стало оконча- тельно ясно, что дальнейшая жизнь обители будет связа- на с Финляндией. Количе- ство братии на 1 января 1920 г. составило 562 человека: из них — 1 настоятель, 4 про- живающих здесь архиман- дрита и игумена, 4 иеросхи- монаха, 78 иеромонахов, 37 иеродиаконов, 21 схимонах, 219 монахов, 117 послушни- ков, зачисленных указом, 81 человек, проживающий для богомоления. В середине 1925 г. братия состояла уже из 423 человек. Почти поло- вину составляли пожилые люди, было много больных, поэтому монастырю прихо- дилось прибегать к наемно- му труду. Приходилось мо- настырю сталкиваться и с дополнительными трудно- стями: монастырь пережил два стихийных бедствия — наводнение и ураган,– отраз- ившиеся на его материаль- ном положении. К неустроенности хозяй- ственной жизни добавились разногласия по церковным вопросам. В 1923 г. Фин- ляндская Православная Цер- ковь переходит на новый (григорианский) календар- ный стиль в богослужебной практике. Насильственно его вводят и на Валааме. Это по- влекло за собой возникно- вение настоящего раскола в братии Валаамской обители. В 1925 г. братия раскололась из-за несогласия по вопро- су о принятии нового сти- ля в богослужении. Тех, кто придерживался старого сти- ля — 37 человек — удалили из монастыря, как несоглас- ных поддерживать канониче- ское общение с Финляндской Православной Церковью. В конечном счете, монастырь покинули 45 человек, то есть 1/8 часть братии. Несмотря на печальное разделение, в лютеранской, по преимуществу, Финлян- дии Валаамская обитель оставалась светильником Пpавославной веpы. Здесь ежегодно созывались съезды духовенства и мирян, с 1926 г. в надвратном храме в честь Апостолов Петра и Павла ие- ромонах Исаакий начал ре- гулярно служить на финском языке. В 1930-е годы в мона- стыре возобновилась книго- печатная деятельность. В 1939 г. советско-финские международные отноше- ния ухудшились. 12 октября в монастыре был прекращен колокольный звон. 30 ноября 1939 г. в 8 часов утра войска Красной армии начали во- енные действия на финском фронте. Валаамский архипе- лаг не был местом военных действий, но обитель не раз подвергалась бомбардиров- кам. 5 февраля 1940 г. боль- шая часть монастырской бра- тии во главе с игуменом Ха- ритоном была эвакуирована в глубь Финляндии. 13 мар- та 1940 г. валаамские иноки по радио узнали, что подпи- сан мирный договор между Финляндией и СССР, по ко- торому вся Карелия с мона- стырями Валаамским, Ко- невским и Линтульским отошли к СССР. По договору жителям давалось несколь- ко дней для отъезда вместе с имуществом с передаваемой территории в Финляндию. 19 марта 1940 г. Валаамский архипелаг был передан со- ветским войскам. 22 ноября 1941 г. игумен Харитон по- слал пять иноков во главе с иеромонахом Филагpием для приведения в порядок Вала- амского хозяйства. Во время военных действий иноки не- сколько раз побывали в мо- настыре. 20 июня 1944 г. они вновь, после очередного по-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz