Под сенью Трифона. 2011 г. №1.

32 Под сенью Трифона | №1 Январь 2011 Русский философ и языко- вед Вячеслав Иванов писал: «Духовно существует Россия... Она задумана в мысли Божи- ей. Разрушить замысел Божий не в силах злой человеческий произвол... Нарочито свиде- тельствует о праве выше при- веденных слов наш язык». Еще не написана подлин- ная история духовной культу- ры России, ибо она возникала в каждом уголке нашей необъят- ной Родины, где билась и про- должает биться своя культур- ная артерия. А культура неот- делима от языка. Выдающиеся мыслители и филологи прошлого утверж- дали: «Язык всеми тончайши- ми фибрами своих корней свя- зан с народным духом, и чем соразмернее этот последний действует на язык, тем законо- мернее и богаче его развитие». Язык —дар, доставшийся наро- ду, как жребий, как некое пред- назначение его грядущего ду- ховного бытия (В. Гумбольдт). Русскому языку, по утвержде- нию Вяч. Иванова, «ничто сла- вянское не чуждо; он положен среди языков славянских, как некое средоточное вместили- ще, открытое всему, что со- ставляет родовое наследие ве- ликого племени. С таким язы- ком легко и самопроизвольно росла русская держава». Речь, безусловно, идет о рус- ском языке как языке культу- ры в его книжно-письменном облике, языке многих и раз- нообразных книг, созданных на Руси, в том числе и о язы- ке «Жития Трифона», исследо- ванного профессором В. В. Ка- лугиным. Публикация этого исследо- вания вносит значительный вклад в изучение процесса язы- кового литературного разви- тия, а следовательно, и разви- тия духовно-культурного, вы- разителем которого и является литературный язык. В XVI-XVII вв. шло актив- ное освоение русичами коль- ского края. Важную роль в этом освоении играли мона- стыри. Об этом свидетель- ствуют, в частности, сохра- нившиеся памятники деловой письменности. Среди них есть документы, где рассказывает- ся о льготах, предоставляемых монастырским хозяйствам центральной, московской вла- стью, а также о вкладах мест- ных жителей–лопарей, напри- мер, «в домъ Живоначалные Троицы в Печенской мона- стырь», куда «новокрещеная Лопь старецъ Логинъ Моро- ковъ з дътми...да Мотоцкие ло- пари Кирило Ермолинъ да Он- тонъ Спиридоновъ дали...в Мотоцкой губе своихъ жь два лука со всъми угодьи» (Жало- ванная грамота 1556 года). Де- ловые тексты свидетельствуют в первую очередь о хозяйствен- ной деятельности, но записи о вкладах лопарей в монастыри говорит и о значительном ду- ховном влиянии. Главную же роль в культурном, просвети- тельском и духовном развитии, бесспорно, играли духовные книги, повествующие о роли в этом процессе монастырского устроения. К таким книгам от- носится и «Житие Трифона Пе- ченгского». Основой для создания жи- тия, по утверждению авторов- исследователей этого текста, послужили записи монахов, составленные в XVI в. Запи- си обеспечивали фактологи- ческую, биографическую сто- рону жития, которое было соз- дано по сложившемуся канону, требовавшему славословия в честь деяний и подвигов героя жития. Исследуя текст, В. В. Калу- гин отмечает многочислен- ные ошибки на графическом и грамматическом уровнях, чаще всего в формах глагола. «Сей стый великиi проповед- ник и пустынный житель, пре- подобный оцъ Трифон, рожде- ние и воспитание имеяи в Нов- гороцких пределех от самого великого Нова града, или от иных новгороцкия страны гра- дов и весей, того в писании не обретаем, глетъ же ся от неких, якобы отечество препдбна- го близ града торшка...» (нор- ма церковно-славянского язы- ка требовала Ь в слове отць, Ъ в аористной форме имЪ, ДС в слове Новгородских, АГО в окончании адъектива велика- го, Ж в корне топонима Торж- ка, восходящего этимологи- чески к слову торг). Проявля- ются в записях и диалектные черты, в частности крычали, дшерь, мало повеление (вме- сто малое ) и т. п. При этом ав- тор монографии делает вывод

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz