Под сенью Трифона. 2011 г. №1.
Под сенью Трифона | №1 Январь 2011 31 общую грань между ними? И показалось мне: не та ли грань проступает в существовании крепких уз между Колой и Пе- ченгой? Что вообще означают Кола и Печенга в нашем кольском символическом пространстве? Кола — это крепость, выдер- жавшая не раз нападение вра- гов, оплот государства, от- мечавший принадлежность Кольских земель Московско- му царству. Печенга — оплот веры, духовности, Правосла- вия, или в духовно-державном своем виде (взгляд Н. Ф. Ко- ролькова), или в духовно- аскетическом (взгляд о. Ми- трофана). И между этими крайними важными точками на земле нашей кольской по- являлись, развивались и креп- чали узы, связанные с именем Трифона Печенгского. В самом деле, позвольте ко- ротко, по цифрам: 1) в житии сказано, что пре- подобный Трифон Печенгский перенес из Колы в Печенгу тя- желые ручные жернова; 2) в том же житии отмечено, что Трифон Печенгский встре- тил в Коле священника Илию, которого убедил идти с собою в Печенгу; 3) Д. Н. Островский был уве- рен, что Трифон Печенгский и Феодорит Кольский действова- ли вместе, скоординировано; 4) на одних досках иконо- писцы писали Трифона Пе- ченгского и кольского священ- ника Варлаама, прозванного Керетским; 5) после разорения Печенг- ского монастыря шведами в 1589 г. обитель была переведе- на в Колу, где просуществова- ла до 1764 г.; 6) и даже после закрытия Печенгского монастыря в Коле память о нем сохранялась в ча- совне, названной во имя Три- фона Печенгского, при кото- рой в конце ХVIII — ХIХ в. действовал женский скит (и даже после его исчезновения кольский священник А. Попов ратовал за возрождение в Коле монашеского общежития 6 ). Перечислены связи только лежащие на поверхности, хоро- шо известные, в целом, факты из нашей истории. А если по- смотреть поглубже, то, думаю, кольско-печенгские узы в на- ших глазах только укрепятся. Так не говорят ли эти связи о том, что духовное и державное в подвиге Трифона Печенгско- го были переплетены? Трифон Печенгский пришел на Коль- скую землю тогда, когда лопа- ри были двоеданниками. Пе- ченгский монастырь вырос и превратился в крупный духов- ный центр в то время, когда территория Мурмана рассма- тривалась датским королем частью своего государства. В наших книгах мы неред- ко пишем о «христианизации» лопарей с помощью Трифона и других подвижников. Но ведь христианизация могла прой- ти и по-другому. Скажем, за- падные лопари подверглись влиянию и католичества, и лютеранства. Весь смысл за- ключается в том, что восточ- ные лопари были приобщены именно к русской вере, а сле- довательно, земли, на которых они проживали, были сориен- тированы на вхождение в со- став Русского государства. Московское правительство уже в ХVI в. уделяло боль- шое внимание развитию мо- настырской колонизации на Кольском Севере. Что, как не монастыри, стали средством внедрения русского духа на земли, куда еще не решалась ступать нога многих русских странников? В этой связи мне кажется существенным, чтобы за важ- ными идеями отца Митрофа- на (Баданина) мы не потеряли связь духовного наследия пре- подобного Трифона Печенгско- го с российским, державным. Не зарастала бы тропа меж- ду Колой и Печенгой, политая кровью наших соотечествен- ников, павших в Великую От- ечественную. Та духовная бли- зость Колы и Печенги — под- тверждение общности русской веры с судьбами всего нашего Отечества. * * * Однажды я посетил мастер- скую одного норвежского ху- дожника в городе Буде. Мы долго стояли у картины, на ко- торой был изображен неболь- шой деревянный храм Бориса и Глеба, что на реке Паз. Храм был запечатлен с норвежской территории. Художник, показывая эту картину, сказал: — Этот небольшой храм для нас, норвежцев, — важный символ. Он обозначает боль- шую Россию, раскинувшуюся до берегов Тихого океана. 6 Заслуженный и награжденный священник Александр Иннокентьевич Попов, настоятель Кольского собора, который после своей смерти в 1911 г. был похоронен в ограде Кольской Благовещенской церкви. Увы! Ныне место его упокоения ничем не от- мечено. (См. подробнее: Малашенков А. А., Федоров П. В. Коляне (ХIХ — первая четверть ХХ в.): Историко-генеалогический атлас. — Мурманск, 2010. — Ч. I. — С. 147–148; Попов А. Из г. Колы // Архангельские епархиальные ведомости. — 1907. — № 13. — С. 415–422).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz