Под сенью Трифона. 2011 г. №1.
30 Под сенью Трифона | №1 Январь 2011 После выхода в 1996 г. моей книги «История Трифонов Пе- ченгского1 монастыря (1886– 1917 гг.)»2 ни на минуту не подвергал сомнению важность продолжения работы над пе- ченгской летописью. И хотя мысли занимали другие темы, а из-под пера выходили другие книги, память о той — одной из первых моих, еще студенче- ских, книг — осталась навсег- да. Ведь текст ее поправлялся мастеровитой рукой профес- сора Ивана Федоровича Уша- кова, который и учил, и ругал, и хвалил... В этом небольшом очерке, ко- торый я пишу в форме эссе, мне хотелось бы поделиться неко- торыми наблюдениями, кото- рые все равно откладывались в моей голове по печенгской теме за все те годы, несмотря на то, что и мысли, и время бежали своим чередом. Это не научный отчет, не строгая рефлексия. Мне хотелось бы прочертить лишь некоторые кажущиеся смысловые горизонты, которые, быть может, кому-то помогут в более глубоких изысканиях. В историографии Трифоов Печенгского монастыря хоро- шо прослеживаются две тра- диции, одну из которых я бы назвал «государственной», а другую — «аскетической». Основоположником первой традиции стал Николай Фе- дорович Корольков, написав- ший еще до революции весь- ма содержательный, богато оформленный труд по истории Трифоно-Печенгского мона- стыря. В этой книге Н. Ф. Ко- рольков крепость православ- ного духа на Печенге рисует через образы хозяйственного развития монастыря, увели- чение его материальных запа- сов, зданий, технических соо- ружений. Читая Н. Ф. Король- кова, мы убеждаемся в великой силе воодушевленного верой человеческого труда, поло- женного во основание держа- вы Российской 3. Те же мысли, с определенными, правда, по- правками на идеологию, разви- вались И. Ф. Ушаковым 4 , а за- тем и мной в той ранней моей книжице. «Аскетическая» традиция в историографии представлена трудами отца Митрофана (Ба- данина). Он впервые заострил внимание на том, что внутрен- ний духовный мир Трифона Печенгского — это мир пу- стынножителя, и подвиг его в смирении,укрытииотмирских дел и суеты. Образ Трифонова монастыря предстает в рабо- тах Баданина как вполне само- стоятельный, развивающийся по своей, зачастую мирской, суетливой колее, выдержива- ющий постоянное испытание на верность духу и соответ- ствие глубоконравственному примеру жизни «лапландско- го апостола». Отец Митрофан задается вопросом, не потому ли вера Христова так ослабла в годы Советской власти, не потому ли и Печенгский мо- настырь не раз был предава- ем забвению, что сила духов- ная подрывалась мирскими и суетными делами. 5 Познакомившись с трудами отца Митрофана (Баданина), я заинтересовался, можно ли примирить эти две традиции или, по крайней мере, найти 1 В современном названии монастырь именуется Трифонов Печенгским. Но в период с 1886 по 1920 гг. он назывался Трифоно- Печенгским. 2 Федоров П. В. История Трифоно-Печенгского монастыря (1886–1917 гг.). — Мурманск, 1996. 3 Корольков Н. Ф. Трифоно-Печенгский монастырь, основанный преподобным Трифоном, его разорение и возобновление. — СПб., 1908. 4 См.: Ушаков И. Ф. Кольская земля: Очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период. — Мурманск, 1972. 5 о. Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие. — Мурманск, 2003.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz