Под сенью Трифона. 2011 г. №1.
Под сенью Трифона | №1 Январь 2011 29 Поморы ходили на карбасах по рекам, озерам и в море на промыслы. Карбасы находились на лодьях и использовались, когда сама лодья не могла при- стать к берегу из-за камней или мелководья. В строительстве и оснастке лодей и карбасов суще- ствовали местные отличия». На стр. 522–525 дана история создания и роста Печенгского монастыря: в 1565 г. — 20 мо- нахов и 30 служек, в 1572 г. — 50 монахов и 200 работников. Некоторые данные жития ком- ментатор оспаривает — сколь- ко лет Феодорит и Митрофан прожили среди «лопарей ди- ких» (20, 12, 5?), устройство жизни монахов (оно был раз- ным в разных местах), неко- торые детали из сочинений А. Курбского. Интересны пояснения авто- ра книги о лопарских шаманах (нойдах, кебунах): кебовать — приходить в экстаз, и добавля- ет: «Шаманы отличались спо- собностями к экзальтации и психическому трансу, само- внушениям и галлюцинаци- ям, некоторые из них страдали припадками «священной» эпи- лепсии. Глагол кебовать изве- стен в архангельских, кемском, олонецком говорах, а с другим, вторичным значением«болтать в пьяном виде» — в речи коль- ских поморов. В поморских го- ворах также отмечены глаголы койбовать — «колдовать, воро- жить; предсказывать (о саам- ских колдунах)», «врачевать» и кайбовать «рассуждать». Калугин пишет: «Саамские шаманы славились своим ис- кусством далеко за пределами Лапландии. Еще в XVII в. ев- ропейские ученые всерьез рас- суждали о природе и силе их колдовских чар. Курбский рас- сказывает, что Василий III, же- лая излечиться от бесплодия, посылал за «чаровниками» «аж до Корелы... подле Студеного моря». Английский негоциант Джером Горсей сообщает в за- писках о России конца XVI в., что Иван IV «приказал доста- вить немедленно с Севера мно- жество кудесников и колдуний, привезти их из того места, где их больше всего, между Хол- могорами (Collonogorod) и Ла- пландией (Lappia)», и они точ- но предсказали Грозному «его кончину в определенный день». Джильс Флетчер, английский посол в России в 1588–1589 гг., отмечает в сочинении «О го- сударстве Русском» (Лондон, 1591), что саамы превосходят «все другие народы колдов- ством и чародейством». О замеченных ошибках автора монографии Но ошибок автор книги, к со- жалению, не избежал. Так, на стр. 516 (да и в другом месте) утверждается, что церковь в честь Святых Князей Бориса и Глеба стоит на правом, русском берегу реки Паз. Большая справка о Коле (на стр. 518–519) тоже может быть уточнена по мурманским ис- точникам. Возникновение Колы нельзя относить ни к 1565 году, как сейчас официально принято, вслед за Салингеном, ни к 1554 году, как утверждает У. Бэрроу. Она, на наш взгляд, возникла раньше, в основном по причине расширения рыбных промыс- лов и торговли. Интересно утверждение (хотя оно вызывает сомнение), что «ко времени Трифона Печенгского и Феодорита Кольского относятся первые свидетельства саамской письменности». Заключение Несмотря на неоспоримые ценность и значение моногра- фии профессора В. В. Калуги- на о нашем северном святом — преподобном Трифоне, отмечу, что есть серьезные, интерес- ные книги наших, кольских исследователей — профессо- ра И. Ф. Ушакова и недавно вышедший из печати труд ие- рея Сергия Поливцева «Трифо- нов Печенгский монастырь», а также книги иеромонаха Ми- трофана (Баданина), причем защитившего кандидатскую диссертацию по этой теме — житие преподобного Трифо- на Печенгского. Нельзя не от- метить и вклад в разработку темы о жизни и деятельности преподобного В. А. Мацак (Со- куровой), автора капиталь- ного труда — энциклопедии «Печенга», профессора Мур- манского гуманитарного уни- верситета П. В. Федорова и до- цента Ю. П. Бардилевой. И эти, и публикации дру- гих местных авторов — в этом же ряду исследований жиз- ненного пути нашего север- ного подвижника, просвети- теля и крестителя саамов (ло- парей) преподобного Трифона Печенгского. Алексей Алексеевич Киселев
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz