Под сенью Трифона. 2011 г. №1.

Под сенью Трифона | №1 Январь 2011 23 на монастырском месте, бу- дет включать в себя храмы, братский и настоятельский корпуса, гостиницу для па- ломников, хозяйственные постройки. И это являет- ся проявлением почитания преподобного Трифона, мо- гила которого находится в этом святом месте. Основой же почитания любого святого является житие, в котором Церковь сохраняет его образ в веках. Конечно, мы можем ничего не знать о святом, прослав- ленном Церковью, обра- титься к нему с молитвой, получить помощь, пове- рить ему и почитать. Мы же имеем житие преподоб- ного Трифона, как сохра- нившуюся икону святого, написанную духоносным словом агиографа. Настоящим событиемдля всех, кому дорого имя пре- подобного Трифона, ста- ло издание в 2009 году мо- нографии Василия Васи- льевича Калугина «Житие Трифона Печенгского, про- светителя саамов в России и Норвегии». Доктор филологических наук, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, В. В. Ка- лугин в своей фундамен- тальной работе впервые провел исследование, по- священное научному осве- щению обстоятельств исто- рии создания и бытования «Жития преподобного Три- фона Печенгского». При этом очень важно отноше- ние автора к житию как ценному памятнику позд- ней северорусской агиогра- фии. Поэтому тщательный, кропотливый и настойчи- вый труд исследователя, обратившегося к страни- цам жития, трудно перео- ценить, особенно тем, кто живет на Кольском Севе- ре и почитает преподобно- го Трифона. Особую ценность в моно- графии представляет воз- можность познакомиться с первоисточниками жи- тия — рукописными па- мятниками, среди которых впервые публикуются: — три редакции «Жития Трифона Печенгского»; — канон Трифону Пе- ченгскому и молитва ему; — памятник русского мис- сионерства, труд священни- ка Алексия Симонова. Автору удалось найти и исследовать 17 списков жи- тия, что является исчерпы- вающим источниковедче- ским исследованием, а так- же ввести в научный оборот целый массив новых акто- вых источников. Исследование также пока- зало, что на Русском Севере «Житие Трифона Печенг- ского» читалось, переписы- валось и редактировалось на протяжении двух сто- летий, в XVIII-XIX веках. Оно имело самое «живое обращение» и прочно во- шло в круг домашнего, се- мейного народного чтения. Житияотцов-настоятелей монастырей всегда были монастырскими святыня- ми. Эта важная мысль крас- ной нитью звучит в книге, и нам, наследникам препо- добного Трифона, жизнен- но необходимо относиться к его житию как к величай- шей святыне. И В.В. Калу- гин нам в этом очень помог своим замечательным тру- дом. Житие преподобно- го Трифона, описание чу- дес, которые совершались по молитвам к нему и были засвидетельствованы оче- видцами — это фундамент, камень веры, на котором стоит Православие на коль- ской земле, это сокровищ- ница, наше достояние, до- ставшееся нам от наших предков, память, сохранен- ная в народе и в Церкви. Истинное почитание свя- того как раз именно в этом и состоит, чтобы сохранить святую память о нем, до- шедшую до нас через мно- гие поколения и века. Мы действительно нахо- димся под сенью преподоб- ного, если должным обра- зом почитаем его память. В небесплодности нашего почитания убеждает та по- мощь, которую мы полу- чаем от нашего северного святого, а также чудеса, ко- торые продолжают совер- шаться по молитвам пре- подобного Трифона с теми, кто побывал и помолился на его могиле. Такие свиде- тельства мы уже имеем.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz