Под сенью Трифона. 2011 г. №1.
16 Под сенью Трифона | №1 Январь 2011 сюда реставрационные работы. Еще один скит, в честь Распя- тия Господня, был обустроен на вершине Голгофы в начале XVIII века бывшим духовником царя Петра I Иовом. По преданию, Пресвятая Богородица явилась ему у подножия горы, велела на- звать ее Голгофой и наказала по- ставить скит Распятия Господня, ибо здесь погибнет множество невинных русских людей. В XIX веке на месте старой де- ревянной была воздвигнута ка- менная церковь. Отреставриро- ванная, белоснежная, с моря она видна издалека, как и Троицкая церковь на горе Секирной. С уничтожением Соловецкого монастыря и организацией на ар- хипелаге Соловецкого лагеря ан- зерские скиты также стали тюрь- мами для ссыльных. На Анзере томились в заключении право- славные священники, в том числе и иерархи Русской Православной Церкви, а Голгофо-Распятский скит был превращен в тифозный госпиталь, в котором умерли ты- сячи заключенных, особенно во время эпидемии тифа 1928–29 годов. И сегодня их покоится на склонах горы 6 или 9 тысяч — до сих пор сложно назвать точные цифры. В те же годы вместе с со- рванными с куполов крестами были уничтожены и многочис- ленные Поклонные кресты. Но мистическим знаком свыше воз- ле Голгофо-Распятского скита выросла березка, раскинувшая ветви в форме креста. И даже ла- герное начальство не решилось ее срубить, хотя, быть может, и не обращало внимания на такие «мелочи». Как рассказала руководитель паломнической службы Соло- вецкого монастыря Марина Оси- пенко, таких, Голгофских, хра- мов в мире совсем немного, — в Иерусалиме, Новом Иерусалиме, что в Подмосковье, да в Москов- ском Кремле. И что глубоко сим- волично, Анзерская Голгофа рас- положена на одном меридиане с Голгофой Иерусалимской — на 36-м градусе восточной долготы. — В Голгофском храме — ро- списи и иконы, на которых изо- бражены страдания Христа, — рассказывает Марина Васильев- на. — И каждый соловчанин проходил те же самые жуткие этапы — предательство, арест, допросы, крестный путь. И с этой Голгофы человек уходил в Царствие Небесное. Голгофа... На Русскую Голгофу группа мурманских паломников попа- ла впервые. Поездки на Соловки паломническая служба «Под се- нью Трифона» организует уже на протяжении ряда лет, но на Ан- зер еще ни разу не ездили. Во- первых, попасть на него не так просто: многое зависит от пого- ды. Как рассказывают, однаж- ды из-за шторма здесь на неде- лю застряла группа паломников, и за время «сидения» на остро- ве они съели чуть ли не полуго- довой запас монашеского про- довольствия. А доставлять его сюда тоже не просто. Место это до сих пор большую часть года отрезано от окружающего мира. Не случайно Анзер изначально был выбран местом пустынно- жительства соловецких монахов. Так что мурманчанам очень повезло, что поездка все-таки состоялась. Ну, а кроме того, до острова, по словам руководите- ля паломнической службы Мур- манской и Мончегорской епар- хии «Под сенью Трифона» Ири- ны Поливцевой, видимо, «надо было еще дорасти». То, что паломничество — труд, причем часто тяжелый физи- чески, на Анзере осознается очень хорошо. Все путешествие по острову, а это много киломе- тров — и часто в гору, паломни- ки проделывают пешком. И под конец усталость, конечно, берет свое. Но за все усилия путеше- ственники были вознаграждены, и остров нас встретил во всей осенней красе — залитый те- плом и солнечным светом. Уди- вительная природа, горы, с кото- рых открывается красивейший вид на море, и сам остров с ле- сами и озерами, светлые храмы с множеством святынь — мощами и частицами мощей анзерских, соловецких и многих российских святых. Глядя на красоту остро- ва и благолепие храмов, не сразу осознаешь, что это место когда- то было средоточием страданий огромного количества людей. И ныне, хотя прошли те горькие времена, он по-прежнему имену- ется Голгофой, и все дело в пони- мании этого слова. Это в первую очередь добровольный подвиг во имя Христа. Когда скитяне пришли сюда 10 лет назад, их встретили хра- мы с разрушенными кровлями, в которых гулял ветер, и у мо- нахов, как и в XVI веке, не было транспорта, электричества, даже доски для обшивки храма носи- ли на руках за полтора киломе- тра, так и сейчас — 8 месяцев в году они полностью отрезаны от окружающего мира. И смысл их нынешнего подвига в том, что человек добровольно подражает страданиям Спасителя, то есть принимает на себя подвиг поста и неустанной молитвы. В этом смысле, говорит Мари- на Осипенко, если Соловецкие острова называют святой зем- лей, то Анзер в них — это свя- тая святых. Поэтому, несмотря на все трудности, а может, отча- сти и благодаря их преодолению, участники нашей группы уезжа- ли домой окрыленными. Так вы- шло, что поездка мурманчан ока- залась особенной и в жизни са- мого Анзера: они стали первыми паломниками, которые участво- вали в Божественной литургии в Троицком скиту. Все это на- поминает о том, что обители на острове постепенно возрождают- ся, как возрождается и сам Соло- вецкий монастырь. Конечно, Соловки — это рус- ская Голгофа. Но все же это ме- сто — светлое, потому что освя- щено житием преподобных Со- ловецких старцев, а кровь многих погибших здесь пролита за веру, что ему есть венец в Царствии Небесном. А от этих подвигов льются радость и свет. До свидания, Соловки!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz