Под сенью Трифона. 2011 г. №1.
14 Под сенью Трифона | №1 Январь 2011 ский свет. В эту ночь Гроб Госпо- день стал и для меня личным Фа- вором. «Хорошо нам здесь быть» (Мк. 9, 5). Настолько, насколько хорошо бывает человеку только в отчем доме. Благодать этого места описать невозможно, и надо толь- ко благодарить Бога за то, что в далекой Палестине, в святом гра- де Иерусалиме, до сего дня Про- мыслом Божиим сохранены доро- гие сердцу православного христи- анина святыни. Проповедники дела Голгофы Посетив Святую Землю, по- клонившись святому Гробу и свя- той Голгофе, паломники, по слову архимандрита Антонина (Капу- стина), должны всегда старать- ся мысленно видеть перед собой ее «уясненный» и «умноженный» образ. Отец Антонин сравнивает удостоившихся «видеть, осязать, лобызать, орошать слезами уми- ления поклоняемое место смер- ти Господней» с наполненными сосудами благодатных духовных даров Святой Земли, которую по праву называют «пятым Еванге- лием». Здесь все свидетельству- ет о Христе. Вернувшись домой, «блаженные посетители свято- го града» должны стать «пропо- ведниками дела Голгофы», учить других покаянию «если не пись- мом, то словом», рассказывая им о святых местах. Эти слова были сказаны бо- лее ста лет назад. Но и сейчас они не потеряли своей актуаль- ности. Когда архимандрит Анто- нин подвизался в Русской Духов- ной Миссии, облик Святой Земли был иным, нежели сейчас. Тог- да и паломники прилагали массу усилий, чтобы добраться до «бо- гошественной Земли». Сейчас — несколько часов в самолете, и ты уже в Иерусалиме. Но меняется не только Палестина, меняемся и мы после ее посещения. Пусть эти изменения в душе будут не сразу заметными, но они долж- ны происходить как ответ Богу на Его слово из «пятого Еванге- лия», которое мы видели и кото- рое «осязали». Через паломниче- ство мы призываемся Господом совершить духовное восхождение к своей Голгофе, чтобы быть еще ближе к горнему Иерусалиму, ко- торый Христос открывает каждо- му из нас. Пусть не чувствуют себя ущерб- ными те христиане, которые не смогли побывать в Палестине и поклониться ее святыням. Конеч- но, сам вид Святой Земли спосо- бен оживить наше представление евангельской истории. Но это не цель христианской жизни, мож- но достигнуть совершенства без путешествий по святым местам (в отличие от ислама). Традиция православного богослужения вы- строена таким образом, чтобы ве- рующие могли быть причастни- ками всех евангельских событий не покидая стен храма. Образ Ие- русалима и совершившихся в нем событий пронизывает собой все богослужение. Если мы совер- шаем чин Погребения Спасителя в Страстную Субботу, то это не означает, что нам нужно для этого ехать в Иерусалим. Христос ста- новится для нас таким же близ- ким, как и для людей, живших на рубеже новой эры. Церковь сво- им богослужением открывает для каждого верующего дверь в веч- ность, делая нас современниками времен жизни Христа, пережива- ющими реальные события. С другой стороны, если мы чувствуем внутреннее побужде- ние совершить паломничество, то нужно помнить, что этот мотив благословляется Богом, чтобы мы, прежде слышавшие Божие слово, теперь смогли его увидеть, подоб- но апостолу Фоме, чтобы «уви- дев, веровать». Чтобы навсегда за- печатлеть в своей памяти и в сво- ем сердце святую Палестину, эту «многочастную икону» — зримое Евангелие Царства Божия, в цен- тре которого Воскресший Хри- стос. Чтобы стать проповедника- ми таинства, совершившегося на Голгофе. P. S. Особая благодарность вдохновителям и организаторам паломнической жизни на мур- манской земле иерею Сергию и матушке Ирине Поливцевым, а также насельницам Горненского женского монастыря РДМ в Ие- русалиме, в особенности иноки- не Агапии. Преодолеть духовную лень по- могли: статья с сайта «Православ- ный паломник на Святой Земле» (автор Кирилл Вах); вдохновен- ные проповеди начальника РДМ в Иерусалиме архимандрита Ан- тонина (Капустина), служившего там с 1865 по 1894 гг.; книга «Па- лестина и места, освященные уче- нием и страданиями апостолов» (издание 1838 г.); календарь 2010 г. «Аще забуду тебе, Иерусалиме» (подарок настоятельницы Горнен- ского монастыря игумении Геор- гии). У Голгофского Креста
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz