Под сенью Трифона. 2011 г. №1.

12 Под сенью Трифона | №1 Январь 2011 стианский туризм — это путеше- ствие с познавательными целями. Здесь главным элементом для ту- риста является знакомство с исто- рией святых мест, жизнью свя- тых, церковным искусством, ар- хитектурой. Поэтому экскурсия, на которой обо всем этом расска- зывается — главный элемент пу- тешествия. Но в паломничестве главным все же является молитва, богослужение, а экскурсия здесь может быть вспомогательным элементом. Смешение двух поня- тий превращает паломничество в «спортивную гонку по святым местам». Всякий смысл религи- озного поклонения святыням при этом утрачивается. Каждый день, отправляясь из Горненского женского монасты- ря Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, где проживала наша группа, мы, уже сидя в автобусе, начинали путешествие с молит- вы. Инокиня Агапия, наш гид и глубоко верующий человек, всег- да и везде старалась придать на- шим мероприятиям благодатный молитвенный настрой. В каж- дом храме, который мы посеща- ли, и в каждом месте, связанным с евангельским событием, она по- буждала всех вознести молитву, всякий раз напоминая нам о том, что мы не туристы, а паломники. Чтение Нового Завета в том месте, которое описано евангелистом, воспламеняло наши религиозные чувства. Сам вид святыни приво- дил в трепет наши души. Но вся- кий раз, когда гид смотрела на часы и сетовала по поводу отста- вания от намеченной программы, я ловил себя на мысли, что мы не- вольно превращаемся в религиоз- ных туристов, которые должны все успеть увидеть. Мне хотелось всякий раз попросить матушку- экскурсовода уделить больше времени пребыванию в «особых» местах, но всякий раз я вспоми- нал правило архимандрита Ан- тонина о своем и чужом уста- ве. Прав профессор МДА А.И. Осипов, когда говорит, что це- лью паломничества является по- иск «лучших условий для молит- вы... можно поехать даже на Свя- тую Землю и не думать о молитве. Но если человек едет с тем, чтобы хотя бы несколько дней пожить по-христиански, тогда это уже паломничество». Матушка Ага- пия это тоже понимала, но про- грамма была составлена таким образом, чтобы как можно боль- ше показать нам святых мест. Само по себе паломничество не обязательно для христианина. В христианской жизни вполне мож- но достигнуть совершенства и без всяких странствий по миру и по- клонения святыням. Для Право- славия последнее не имеет само- стоятельного духовного значения. Оно становится значимым лишь тогда, когда способствует укре- плению веры, преумножению сил для исполнения заповедей Хри- стовых как единственной цели внутреннего самосовершенство- вания. Вряд ли можно говорить о паломничестве, да и о любом другом действии, как о христиан- ском деле, если оно этой цели не достигает. Многие святые не со- вершали паломничеств, потому что не место освящает человека. Самое большое, что делает место, это вызывает религиозные пере- живания, затрагивающие душу, может помочь человеку укрепить и даже «реанимировать» угасаю- щую молитву. Проф. А.И. Осипов приводит пример с прп Серафи- мом Саровским, который за всю свою жизнь был только в Киеве. Когда батюшку спрашивали, сто- ит ли съездить в Иерусалим, на Афон, он отвечал, что если вы бу- дете жить по-христиански, то бу- дет вам тут и Иерусалим, и Афон, и Киев. Мне вспомнились, к ме- сту, стихи, написанные покойным протоиереем Николаем Гурьяно- вым, которые называются «Песнь христианской девицы», повеству- ющие о состоянии души, пережи- вающей радость Рождества Хри- стова. Девицы, которая, быть мо- жет, никогда не была в Вифлееме. Начинается эта песнь словами: Я умом ходила в город Вифлеем И была в вертепе и видала в нем, Что Христос Спаситель, Царь, Тво- рец и Бог Родился от Девы и лежит убог. Мы же, приехав в Вифле- ем, отстояли в базилике Рожде- ства Христова, которая, к сожа- лению, была вся изнутри застав- лена строительными лесами, часа полтора в очереди, затем полча- са — на одном месте, оттеснен- ные полицией (по нашей же вине), стремительно проскочили мимо самого «вертепа», так и не осо- знав всей святости этого места, уподобившись евангельским ми- моходящим, смотрящим, но не видящим. Как-то архимандрит Антонин (Капустин) с болью вы- дохнул: «О Русь... держать бы тебя где-нибудь дома в чулане и не показывать никому!» Но нас в чулан посадить трудно. «Раздав- ленным» сутолокой приехавших со всего света туристов, нам уже было не до молитвы. В нас вклю- чился дух соперничества — толь- ко бы добраться до «заветного» места... И вновь звучат слова отца архимандрита: «Воздохните из глубины души, воззовите из глу- бины сердца, безместное не мыс- лите, беззаконное не дейте, не до- саждайте сосуду плоти вашей, не будьте высокоглаголиви и жесто- ки сердцем вотще и всуе, бойте- ся ловления, трезвитеся, молите- ся на всякий час Богу!» «Не место освящает челове- ка, — подтверждает московский богослов, — а состояние нашей души». Поэтому, вспоминая свою поездку по Святой Земле, могу сказать, что для меня только тог- да начиналось паломничество, когда в том или ином месте рож- далась молитва не вследствие ис- полнения внешнего обряда, а по причине сердечного настроя и даже чувства духовного обновле- ния. Несмотря на издержки про- граммы, эта поездка всколыхну- ла мой внутренний мир. Гроб Господень По возвращении со Святой Земли мне часто задавали один и тот же вопрос — что больше все- го запомнилось? И я с уверенно- стью отвечал — ночная Литургия в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, на Гробе Господнем. Состояние души во время богос-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz